Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1016   >>>

  

— кле

в корчме. Корчма поставщица профессиональных ложных свидетелей.

Кому неизвестно, что корчмы служили и теперь служат притоном, сборным пунктом для воров, воришек и конокрадов.

Наконец, корчма постоянно была гнездом всяких темных личностей, подстроивших народ к самым сумасбродным действиям. В корчмах впервые провозглашались и проиоведы-вались разгоряченным пьяным головам богохульные, антигосударственные и всякия другия деструктивные идеи, теории и учения.

В корчмах основывались и собирались разные тайные общества, корчмы были сборищем анархистов и их операционным базисом. Одним словом у нас, в Прибалтийском крае, корчмы играли роль первых, важнейших очогов анархического духа и движения. Но не только это. Корчмы, как породившия нравственную распущенность и умственный безпорядок в деревне, как капища пьянства, обеднения и разврата народа, были вместе с анормалыюстыо аграрных отношений одной из основных, коренных причин странной, своеобразной революции в Остзейском крае. Когда революционный терор грозил немецким феодалам позорным крушением на территории Прибалтийского ярая, тогда они свалили всю вину на Рижское Латышское Общество, на кучку учителей, студентов и семинаристов. Ослепленные вековыми предрассудками жадного феодализма они забыли, что в течение столетий, изо дня в день, они посредством своих корчемъ—кабаков сеяли в низших, экономически порабощенных народных массах те драконовые семена, из которых выросли легионы обнищавших и озлобленных разорителей их роскошных замков и пышной феодальной культуры, получавшей свои питательные соки и из рассеянных в изобилии по всему краю „терпимых домовъ" пьянства и других пороков.

С ними случилось то, что приключилось с волшебником, вызвавшим к жизни злые силы, с которыми он но съумел справиться. „Die ich rief die Geister werd’ich nimmer losu.

Итак, Прибалтийская корчма—законная дочь дворянских вот-чинников (метрическое свидетельство см. ст. 883 и 892, III ч. Св. местн. узак.), а Прибалтийская революция—естественная дочь корчмы.

Заключительные положения.

1. Корчмы в Прибалтийском крае, долженствовавшия, по своей идее и первоначальному назначению, служит целям сообщения в деревне, убежищами для проезжих и путешествующих, служили и служат, главным образом, местами для продажи алкогольных напитков.

2. Причина чрезвычайного распространения корчем в Приб.

— 1017 —

176. до введения видной монополии, объясняется привиллегиею дворянских вотчингиикой безконтрольно и без всякого ограничения заводить корчмы и шинки.

3. Корчмы, давая громадные доходы дворянским вотчинни-кам, побудили последних заводить их в возможно большем количестве в границах своих имений.

4. Корчмари, платившие за право содержания корчмы, договором определенную аренду владельцам дворянских вотчин, которые естественно стремились повышать размер таковой—корчмари личной выгодой побуждались продавать возможно большее количество алкогольных напитков, чем способствовали интен-сивнейшей алкоголизации края.

5. Корчмы, разбросанные по всему краю в чрезмерном количестве, оказывали неимоверно пагубное влияние на жителей Прибалтийских губерний, особенно на крестьянское сословие, как в физическом, так и в нравственном и духовном отношении, причем задерживая его хозяйственное и культурное развитие.

6. Н виду того, что открытие корчем составляло привиллегию владельцев дворянских вотчин, вся нравственная ответственность за чрезвычайное распространение корчем в Прибалтийском крае, падает на просвеиценнейпиий и экономический класс помещиков.

7. Корчмы должны служить исключительно целям сообщения и их число должно быть уменьшено.

8. Чтобы с успехом бороться с алкоголизмом в деревне, следует предоставить крестьянским волостным обществам право закрывать корчмы.

ess