Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1014   >>>

  

— 1014 —

Бродяги и разбойники обольщают также умеренных посредством насмешки и колкого издевательства к подвигу пьянства, корчмарь записывает счета в двойне и товарищ по попойке ворует напившемуся оставшиеся деньги из кармана. Часто жена в качестве сопутницы мужа с тяжелым сердцем и со слезами ожидает конца попойки, осмеливается, конечно, также уве-щевать мужа в дальнейшей езде, но ей отказывают с ругательными словами, если не нанесением ударов. Иногда она принимает также участие в попойке и напивается до пьяна со своим супругом. Из среди этого буйного безчинства часто видно, как подростки начинают курить и испробовать водки. Когда, наконец, начинают разъезжаться, то не дается пощады бедной лошади, но ей наносят безжалостно удары, если-бы она не пожелала во всю понести своего разгоряченного правителя до следующей корчмы “.

Другой пастор так отзывается о корчмах: „Корчмы здесь представляют источник наибольших нравственных бедствий. Взлелеянная в них страсть к пьянству опустошает брак, делает людей грубыми необузданными и жестокими. Трезвая часть населения безусловно признает это, усматривает в них место порождения греха. Также иной пьяница признает, что с ним было-бы лучше, если-бы он не жил так близко к корчме. Что корчмы прежде всего имеют служить убежищем для путешествующих,—это чистейший вздор. Например, на расто-янии полторы версты находятся вместе 3 больших корчмы.

Корчмы на Западной Двине представляют но большей части места ограбления бедных глупых сплавщиков леса. Но крайней мере две трети корчем в крае представляют места для насаждения пьянства и содержится окрестным населением только во вред себе.

Но нет никакой цели изобразить подробнее вред, который корчмы приносили нашим крестьянам. На против того польза от них сводится очевидно к нулю. Это признает всякий безпристрастно рассуждающий. Кто живет в деревне и находится в постоянном общении с народом знает, где воры имеют свой приют, буяны свое место действия, подпольные адвокаты свой контору, блудодейство свое место пребывания и вообще все дурные элементы общества свое место собирания. Он будет тоже знать, что ученики старшого возраста в корчмах научатся игре в карты и пьянству, что они здесь довольно часто потеряют свой невинность и свой веру, чтобы за тем в нравственном и в религиозном отношении повреждены ми явиться в конфирмацию.

Одна мать вопила: „во всем этом виновата корчма; она обольщает наших мужей и детей пьянству и другим порокам, мы будем блогословлять час ее закрытия41. Где нанимаются клятвопреступные свидетели, где сочиняются самые бессмысленные процессы, вербуются самые не годные рабочие, если не в корчмах. Здесь под влиянием пива и водки предпринимаются

— 1015 —

выборы должностных лиц волости и учителей, обсуждаются серьезные и общественные вопросы разгоряченными головами в агитаторском духе, здесь попирается право подкупом, здесь не уважается закон, а нарушается. И где назидание и увещевание пастора, которое он дает в воскресенье с кафедры скорее забывается и наиболее подвергаются насмешке, чем в обществе, которое после богослужения в церкви собирается в корчме при церкви, вплоть до поздняго вечера продолжаются но воскресеньям попойки и нарушают своим шумом покой дня Господня. Ни в какие дни приходские врачи не имеют завязывать столько ран, нанесенных ножами и кровавых голов, как прямо но воскресеньямъ“.

Без Бога, без церкви, без господ мог-бы, с грехом по полам, обходиться сельский житель Прибалтийского края, но ни коим образом не без корчмы. Она, как-бы сделалась составным, необходимым элементом его жизни. Он смотрит на нее как на свой неизбежную судьбу, как на свой тень, от которой он никак не может отделаться. Знакомство сельского обывателя с корчмой начинается с самого нежного возраста. Когда младенца привозят крестить в церкви, сперва его относят в корчму. Она как будто участвует в первохм религиозном акте жизни ребенка, она уже в этот период его жизни начинает играть свой роль. Далее, совершение акта конфирмации он ждет в церковной корчме, совершение акта бракосочетания он с волнением поджидает в церковной корчме. Смерти и корчмы не миновать ему. Так уже ему на роду написано. Если он хозяин и желает нанять себе рабочого, он получит его только в корчме. Корчма пьяная рабочая биржа. (Mihkunas).

Если он холостой, он подсмотрит себе невесту в корчме; если он женатый и хочет изменить жене, то поищет себе блудницу в корчме. Корчма сваха и сводница. Излюбленное место прелюбодеяния, обыкновенное место грехопадения молодой девушки и молодого парня, растлевательница общественных нравов.

Кто чувствуете себе в изобилии животной энергии, тот не пременно пойдет в корчму, там он наверняка найдет какой либо объект для упражнения избытка своих сил, или в жаркой схватке с противником получить нужное ему кровопускание. Корчма арена кровавых схваток, ножевых расправ, кулачного боя, и зверских убийств.

Кто любить картежную игру, или какую либо другую азартную игру, тот найдет в корчме свои жертвы или своих на-дувателей. Корчма игорный дом.

У кого неправое судебное дело и желает склонить весы правосудия свой пользу, тот в корчме у буфета найдет судей, которые обманут бедную фемиду. Корчма—место предварительного кривосудия.

Кому нужны ложные свидетели, тот их встретить у стойки