Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1015   >>>

  

— 1015 —

выборы должностных лиц волости и учителей, обсуждаются серьезные и общественные вопросы разгоряченными головами в агитаторском духе, здесь попирается право подкупом, здесь не уважается закон, а нарушается. И где назидание и увещевание пастора, которое он дает в воскресенье с кафедры скорее забывается и наиболее подвергаются насмешке, чем в обществе, которое после богослужения в церкви собирается в корчме при церкви, вплоть до поздняго вечера продолжаются но воскресеньям попойки и нарушают своим шумом покой дня Господня. Ни в какие дни приходские врачи не имеют завязывать столько ран, нанесенных ножами и кровавых голов, как прямо но воскресеньямъ“.

Без Бога, без церкви, без господ мог-бы, с грехом по полам, обходиться сельский житель Прибалтийского края, но ни коим образом не без корчмы. Она, как-бы сделалась составным, необходимым элементом его жизни. Он смотрит на нее как на свой неизбежную судьбу, как на свой тень, от которой он никак не может отделаться. Знакомство сельского обывателя с корчмой начинается с самого нежного возраста. Когда младенца привозят крестить в церкви, сперва его относят в корчму. Она как будто участвует в первохм религиозном акте жизни ребенка, она уже в этот период его жизни начинает играть свой роль. Далее, совершение акта конфирмации он ждет в церковной корчме, совершение акта бракосочетания он с волнением поджидает в церковной корчме. Смерти и корчмы не миновать ему. Так уже ему на роду написано. Если он хозяин и желает нанять себе рабочого, он получит его только в корчме. Корчма пьяная рабочая биржа. (Mihkunas).

Если он холостой, он подсмотрит себе невесту в корчме; если он женатый и хочет изменить жене, то поищет себе блудницу в корчме. Корчма сваха и сводница. Излюбленное место прелюбодеяния, обыкновенное место грехопадения молодой девушки и молодого парня, растлевательница общественных нравов.

Кто чувствуете себе в изобилии животной энергии, тот не пременно пойдет в корчму, там он наверняка найдет какой либо объект для упражнения избытка своих сил, или в жаркой схватке с противником получить нужное ему кровопускание. Корчма арена кровавых схваток, ножевых расправ, кулачного боя, и зверских убийств.

Кто любить картежную игру, или какую либо другую азартную игру, тот найдет в корчме свои жертвы или своих на-дувателей. Корчма игорный дом.

У кого неправое судебное дело и желает склонить весы правосудия свой пользу, тот в корчме у буфета найдет судей, которые обманут бедную фемиду. Корчма—место предварительного кривосудия.

Кому нужны ложные свидетели, тот их встретить у стойки

— кле

в корчме. Корчма поставщица профессиональных ложных свидетелей.

Кому неизвестно, что корчмы служили и теперь служат притоном, сборным пунктом для воров, воришек и конокрадов.

Наконец, корчма постоянно была гнездом всяких темных личностей, подстроивших народ к самым сумасбродным действиям. В корчмах впервые провозглашались и проиоведы-вались разгоряченным пьяным головам богохульные, антигосударственные и всякия другия деструктивные идеи, теории и учения.

В корчмах основывались и собирались разные тайные общества, корчмы были сборищем анархистов и их операционным базисом. Одним словом у нас, в Прибалтийском крае, корчмы играли роль первых, важнейших очогов анархического духа и движения. Но не только это. Корчмы, как породившия нравственную распущенность и умственный безпорядок в деревне, как капища пьянства, обеднения и разврата народа, были вместе с анормалыюстыо аграрных отношений одной из основных, коренных причин странной, своеобразной революции в Остзейском крае. Когда революционный терор грозил немецким феодалам позорным крушением на территории Прибалтийского ярая, тогда они свалили всю вину на Рижское Латышское Общество, на кучку учителей, студентов и семинаристов. Ослепленные вековыми предрассудками жадного феодализма они забыли, что в течение столетий, изо дня в день, они посредством своих корчемъ—кабаков сеяли в низших, экономически порабощенных народных массах те драконовые семена, из которых выросли легионы обнищавших и озлобленных разорителей их роскошных замков и пышной феодальной культуры, получавшей свои питательные соки и из рассеянных в изобилии по всему краю „терпимых домовъ" пьянства и других пороков.

С ними случилось то, что приключилось с волшебником, вызвавшим к жизни злые силы, с которыми он но съумел справиться. „Die ich rief die Geister werd’ich nimmer losu.

Итак, Прибалтийская корчма—законная дочь дворянских вот-чинников (метрическое свидетельство см. ст. 883 и 892, III ч. Св. местн. узак.), а Прибалтийская революция—естественная дочь корчмы.

Заключительные положения.

1. Корчмы в Прибалтийском крае, долженствовавшия, по своей идее и первоначальному назначению, служит целям сообщения в деревне, убежищами для проезжих и путешествующих, служили и служат, главным образом, местами для продажи алкогольных напитков.

2. Причина чрезвычайного распространения корчем в Приб.