Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1006   >>>

  

— 1006 —

Статья 892, того же кодекса, касающаяся особых прав по-местного собственника в Курляндии, гласит следующим образом: п. 2, он имеет „право винокурения и пивоварения а также и право заводить и содержать мельницы, корчмы ии шинки, для продажи хлебного вина, пива и других напитков и съестных припасов соответственно существующим о том постановлениям

Так как право винокурения и продажи нитей принадлежало собственникам дворянских вотчин как реальное право, как привилегия, сопряженная с землею, правительство считало себя обязанным заплатить владельцам дворянских вотчин в Прибалтийских губерниях вознаграждение за уничтожение этой при-вилегии при введении винной монополии.

Потерпели ли материальные интересы владельцев дворянских вотчин от уничтожения привилегий: открывать и заводить и содержать корчмы,—в том размере, как это было заявлено правительству и не было ли последнее введено в заблуждение, об этом будет сказано несколько слов в конце доклада.

Итак, дворянское сословие, в силу дарованных ему грамот Петром великим было наделено в И710 году иривилегиею, которая была отменена только в 1910 году.

Утверждением помянутой нрипилегии за пришлым немецким рыцарством, последнему была дана возможность шелестящим образом реализировать свой, промыслом ему начертанную куль-туртрегерскую миссию над коренным населением края, доказать, что оно действительно было достойно того высокого положения, тех исключительных прав и выгод, которыми оно пользовалось в целях сближения провинции с остальной частью Российской Империи, и при том во имя гуманности и культуры. Но власти просвещеииейшого, высшого сословия: дворянства стояло или потакать низменным склонностям низших сословий или всячески облогораживать таковые и подымать народ на более высокий культурный уровень.

Прибалтийский край, поставленный в привилегированное, касательно винокурения, пивоварения и продажи нитей, положение, скоро прославился огромными размерами выделки спирта. Винокурение распространилось с разительной быстротой, так как оно давало громандые доходы при рабском труде. Потребление водки принимало такие ужасающие размеры, крестьяне впали обменом хлебов против излюбленного напитка: водки, в такое физическое истощение и изнурение, что не годились для барских работ.

Наконец Ландтаг в 17G5 году запретил обмен хлеба против водки и продажу водки бочонками. В то время сыновья наших прибалтийских баронов служили в войсках разных европейских королей и корольков, или учились за границею и, туда, за границу, утекали добытые винокурением и корчмами золотые реки.

Крестьяне разорялись окончательно: непомерным потреблением спиртных напитков, к чему их систематически соблаз-

— 1007 —

пяди корчмари, и 2) невыносимой тяжестью разных налогов и повинностей. Неудивительно, что в 1784 гону вспыхнуло всеобщее крестьянское восстание. Волнения крестьян с тех нор почти не ^ прекращались и главная причина таковых: ненормальное, действующее революционно обнищание*ноауперизм, порожденный, с одной стороны, безграничной тяжестью барщины и налогов (в то время крестьяне должны были отбывать двойные, даже тройные работы против прежних), с другой стороны,—повальным пьянством, вследствие непомерного размножения корчем-кабаков.

Никто не умел так пользоваться своим иривилегирован-ным положением, слабостями крестьян, как корчмари. Попасть в ряды корчмарей, наиусерднеййших работников на „господской" ниве алкоголизма, было мечтой каждого крестьянина. Но это удалось только немногим счастливцам, съумевшим холопским угождением снискать себе расположение владельца вотчины. Ото стихийное стремление пополнять кадры корчмарей, нигде на свете не пользующихся почетом, имело в Прибалтийском крае свой очень понятную и простительную причину: корчмарь в то ввемя был свободным человеком, а фундамент „ государства его жизненная сила — крестьяне были рабы в строго римском значении этого слова. Следовательно, попасть в число кормчарей значило, сделаться свободным, сделаться человеком из быдла, из раба. Балтийские феодалы, умевшие по заслугам ценить труды кормчарей в выманивании у населении последних грошей, не только не возвысили корчмарей-кабатчиков на социальной лестнице, ближе к себе, но и снабдили, украшали своих слуг такими исключительными, экстраординарными административно-поли-цейскими полномочиями, какими в настоящее время пользуются только прокурор и нолициймейстер. Кормчари имели обязанность, значите и право, задерживать и представлять в волостную полицию подозрительных людей, а все находящиеся в корчме обязаны были в сем случае подавать кормчарю помощь.

Какая опасная власть была соединена в руках кормчарей, какую выдающуюся роль они играли в жизни Прибалтийской окраины, какое влияние они имели на темную крестьянскую массу, в настоящее время даже трудно себе представить. Корчма—центр общественной жизни сельского населения, а корчмарь центральная властительная фигура в нем. Вот до каких геркулесовых столбов уродливости мог дойти феодальный патриархальный дворянин в безконтрольном стремлении к наживе, к обогащению во что бы то ни стало. Разорители безчисленных крестьянских хозяйств и здоровья населения, растлеватели народной нравственности, губители души и тела народа, корчмари пользовались всеми нравами и преимуществами свободного человека и почти неограниченной административно-полицейской властью ири задержании подозрительных лиц, между тем как честнейший, трудо-любивейший крестьянин находился на положении презренного быдла, безправного раба. Как должно было влиять это привиле-