Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 997   >>>

  

— 997 —

Вторым пробным камнем, как было упомянуто выше, служит опыт. Что-же нам говорит история борьбы умеренности против пьянства? Опытом доказано тысячу раз, что ни один пьяница не был спасен обращением к умеренности и что единственное спасенье его лежит в полном воздержании, в избежании первой рюмки. (Бунге). Во вторых, широко распространенные по Соединенным Штатам союзы умеренности за целое столетие своего существования не только не принесли никакого ущерба пьянству, а даже заслужили названий посмешища...

Сведем итоги. Принцип умеренности доказанным образом страдает следующими недостатками, делающими его вполне непригодным в борьбе с алкоголизмом:

1. Он не поддается точному определению, как понятие слишком рястяжимое.

2. Он .служит искушению неопытных людей, из числа которых выходят пьяницы; т. е. он служит распространению пьянства, против которого должен бороться.

3. Он сам по себе действует вредно на тело и дух и отнюдь не повышает наслаждения жизнью.

4. Столетний опыт доказал, что проповедь умеренности вовсе не препятствует пьянству, а только способствует его усилению.

Следовательно, после этого остается только одно коренное средство успешной борьбы с пьянством и его спутниками—болезней, семейного несчастья, сумасшедствия, преступлений.—Это средство есть полное воздержание от приемов алкоголя, т. е. абсолютное отрицание алкоголя, как предмета потребмния.

Это положение строго логически выводится из веего вышесказанного.

Вообще алкогольный вопрос является самым ваоюным вопросом, долженствующим возбудить духовное движение в человечестве. Истинность этого положения всякий может проверить на собственном опыте, поставив себе правилом каждый раз, когда он слышит о каком-нибудь людском несчастий или преступлении, но возможности исследовать подкладку данного случая. По крайней мере, в трех четвертях случаев, он откроет прямое или косвенное участие нашего исконного врага. С этим согласуется и несомненная прогрессивность, с которой алкогольное бедствие еще недавно росло даже в тех странах, где число воздержных достигало уже миллионов, как напр., в Англии. Впрочем, судя по отчету о международном съезде против алкоголизма в Будапеште, в 1905 году, начиная с

1900 года положение вопроса в Англии изменилось и потребление спиртных напитков с каждым годом понижается. Таким образом и в Англии сложная рациональная организация борьбы против алкоголизма проповедью и примером полного воздержания от спиртных напитков в конце концов начинает одолевать врага...

По и принцип воздержности сам по себе не может устра-

— 998 -

нить коренным образом все пагубные последствия народного пьянства, ибо выжидать, пока все без исключения жители страны примкнуть к союзам и перестанут пить—было-бы пожалуй тщетно. Принцип воздержности должен служить только путеводной звездой к достижению конечной цели, к одушевлению большинства народа, чтобы в конце концов посредством народного представительства издавать запретительные законы. Этот путь с 1905 г. открыт и для России...

Я спрашиваю: разве не является священным долгом каждого образованного, культурного человека вникнуть в это трагическое положение и всеми силами души стремиться к уничтожению питегиных обычаев, к устранению алкоголя, как предмета потребления? Разве для достижения этой цели какая-нибудь жертва может быть слишком тяжела и разве не только грубый эгоизм может побудить нас отказаться от этого, стремления? Или мы имеем право далее убаюкивать себя возражением, что пьянство и его спутники—болезни, лишение рассудка, преступления—являются только последствиями необразованности и что с распространением просвещения ума и сердца и пьянство уменьшится?—Однако ужасающие, факты доказывают прямо противуио-ложное! Именно самые даровитые и нередко и самые просвещенные люди страдают злосчастным недугом, особенно в России, и в странах с несомненно прогрессирующей культурой из года в год растет и народное пьянство 1)...

Также, обыкновенно, возражают, что питейные обычаи'(‘лишком глубоко коренятся в человечестве и поэтому задача их устранения невыполнима, по крайней мере в большом государстве с разнородным населением. Такая задача нечеловечно-трудна и равняется намерению снести Кавкасские горы лопатою! Это сравнение может быть и верно; но и такое предприятие вовсе не представляется невозможным. Однако, прежде всего необходимо исполнить главное условие ея успешности: необходимо прийти к соглашению относительно лучших технических средств, дружно начать работу и идти прямо к цели. Чем больше будет число работников, тем скорее горы будут снесены...

Если мы и тут оглянемся на новейшую историю борьбы, то мы узнаем, что конечная цель ея, т. е. запретительный закон сначала прошел в 6-ти Соединенных Штатах Сев. Америки, между тем, как 16 других Штатов, приняли местные запреты в своих отдельных областях (Local option laws). В Европе-,же маленькая Финляндия, имеющая всего около двух миллионов жителей, опередила все остальные государства (даже Англию с ея образцовой организацией) и порешила с алкоголем уже несколько лет назад в деревнях, недавно-же и в городах2).

*) Сравн. Dr. Н. Hoppe. „Thatsachnn Uber den Alkohol*.

~) Этот закон еще не получил санкции Гос. Дум j и Гос. Совята.