Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 996   >>>

  

— 996 —

несомненной заслугой; они отпугивают неопытного от пьянства! Кто же в состоянии вводить во искушение, если не прилично одетый, брыжжуиций остроумием и любозно-сообщнтельный, как собутыльник придающий своему напитку прелесть поэзии и восхваляющий вино в песняхъ! И если ему за свой жизнь удается побудить несколько десятков неопытных юношей к приему первой рюмки, то наверное один из десяти фатальным образом обречен на погибель от пьянства!*) Далее, разве вообще доказано, что умеренные приемы легкого сииртного напитка безвредны? Напротив, доказано самыми тщательными научными исследованиями профессора Крэпелипа и его учеников прежде в Юрьеве, теперь в Мюнхене, что вред этот выступает непосредственно и нарос/гает прогрессивно с каждым повторением малых приемов алкоголя (напр. 1 бутылки пива).

Но мне возразят, что вино ведь укрепляет человека и что врачи рекомендуют вино даже слабым детямъ!.—Вместо ответа я напоминаю вам, что около 4-х столетий назад человечество еще верило в религиозный догмат, что весь звездный мир вращается в 24 часа вокруи нашей земли. Ровно сто лет после Коперника - Галгслей еще был в опасности сожжения инквп-зиционным судохм за публичное признание Колосниковой системы мироздания.

Не даром утверждает Александр фон Гумбольдт, что для одного проникновения в человечество истина требует целого столетия, а для общого признания еще одного. Так же твердо громадное большинство человечества и даже многие врачи убеждены в укрепляющем действии алкоголя, что но их словам доказывается ежедневным опытом. Кажущияся укрепления при разборе однако оказались параличами и сам алкоголь топким обманщиком.

К таким параличным явлениям при легком отравлении алкоголем принадлежат: краснота щек, беззаботность, неутомимость в движениях, безграничная веселость, нечувствительность к крайностям внешней температуры и ироч. А как-же объясняется все это? спросят меня профаны в медицине. Очень просто: алкоголь парализует умственную деятельность и заботы уходят на задний план; он парализует чувство скуки и усталости и пьющий радуется всякой пошлости, с другой-же стороны он переутомляет, незамечая этого, свой нервную систему; чувство жара и холода притупляется и можно сгореть или замерзнуть без предостережения.

Значить, пробу со стороны логики, умеренность, как сродство борьбы с алкоголизмом, не выдержала.

1) Эта цифра вовсе не произвольна! Согласно оффициальным данным Швейцарского Статистич. Бюро, из 9-ти умерших старше 20 лет один погибает от пьянства или его прямых последствий. Значит, от этой причины в среднем умирает один из девяти, и то принимая за норму всеобщее распространение питейных обычаев.

— 997 —

Вторым пробным камнем, как было упомянуто выше, служит опыт. Что-же нам говорит история борьбы умеренности против пьянства? Опытом доказано тысячу раз, что ни один пьяница не был спасен обращением к умеренности и что единственное спасенье его лежит в полном воздержании, в избежании первой рюмки. (Бунге). Во вторых, широко распространенные по Соединенным Штатам союзы умеренности за целое столетие своего существования не только не принесли никакого ущерба пьянству, а даже заслужили названий посмешища...

Сведем итоги. Принцип умеренности доказанным образом страдает следующими недостатками, делающими его вполне непригодным в борьбе с алкоголизмом:

1. Он не поддается точному определению, как понятие слишком рястяжимое.

2. Он .служит искушению неопытных людей, из числа которых выходят пьяницы; т. е. он служит распространению пьянства, против которого должен бороться.

3. Он сам по себе действует вредно на тело и дух и отнюдь не повышает наслаждения жизнью.

4. Столетний опыт доказал, что проповедь умеренности вовсе не препятствует пьянству, а только способствует его усилению.

Следовательно, после этого остается только одно коренное средство успешной борьбы с пьянством и его спутниками—болезней, семейного несчастья, сумасшедствия, преступлений.—Это средство есть полное воздержание от приемов алкоголя, т. е. абсолютное отрицание алкоголя, как предмета потребмния.

Это положение строго логически выводится из веего вышесказанного.

Вообще алкогольный вопрос является самым ваоюным вопросом, долженствующим возбудить духовное движение в человечестве. Истинность этого положения всякий может проверить на собственном опыте, поставив себе правилом каждый раз, когда он слышит о каком-нибудь людском несчастий или преступлении, но возможности исследовать подкладку данного случая. По крайней мере, в трех четвертях случаев, он откроет прямое или косвенное участие нашего исконного врага. С этим согласуется и несомненная прогрессивность, с которой алкогольное бедствие еще недавно росло даже в тех странах, где число воздержных достигало уже миллионов, как напр., в Англии. Впрочем, судя по отчету о международном съезде против алкоголизма в Будапеште, в 1905 году, начиная с

1900 года положение вопроса в Англии изменилось и потребление спиртных напитков с каждым годом понижается. Таким образом и в Англии сложная рациональная организация борьбы против алкоголизма проповедью и примером полного воздержания от спиртных напитков в конце концов начинает одолевать врага...

По и принцип воздержности сам по себе не может устра-