Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 994   >>>

  

Доклад д-ра А. II. Зеленкова.

Об основном принципе успешной борьбы против алкоголизма.

По моему крайнему разумению задачи съезда преимущественно практическия и докладчикам следует но мере сил способствовать снабжению членов съезда оружием против того сильного врага, на которого мы ополчились и ответить на жгучий вопрос, невольно возникающий в каждом блогомыслящем и культурном человеке: что же мы можем, что мы должны сделать для устранения этого безконечно растущого человеческого бедствия, каким пламенем любви и гуманности мы можем осушить море слез открывшееся перед нами, какими силами остановить бурный поток грозящий уничтожить культурные народы?...

Различные люди отвечают на этот вопрос различно...

Радикально настроенный идеалист прямо отрезал бы свой ответ и сказал-бы:

„И очень просто! Следует устранить то, что достижимо: Следует воспретить законодательным путем как производство, так и продажу спиртных напитков наравне с другими ядами; тогда алкоголизм исчезнет сам собой и главная причина народных бедствий будет устранена. Интересы государства ведь без сомнения страдают от алкоголя; оно ведь запрещает продажу вредных веществ; почему оно не может наложить запрет на алкоголь14.

„Боже, упаси нас on, таких преувеличений!“ возопили бы немедленно тысячи голосов в ответ этому мечтателю. „Вот уж это впрямь значило-бы выплеснуть ребенка вместе с купальной водой. Злоупотребление никогда не должно устранять умеренного потребления. В угоду нескольким сотням пьяниц мы, значит, должны отказаться от нашей освежающей, оживляющей, укрепляющей, и утешающей рюмки вина? Хороша справедливость! Если они не знают меры, то они и должны пострадать, чтобы научиться умеренности! Ни за что и никогда мы не будем голосовать за запрещение спиртных напитковъ! “

В этом кратком диалоге уже содержатся оба принципа борьбы с алкоголизмом: очевидно враждебные друг другу; полное воздержание и умеренность.

Уже на первый взгляд бросается в глаза основное различие между противниками.

Первый, как только он убедился в безграничном пара-

— 995 —

стающем бедствии человечества, сразу предлагает единственно-коренную меру для его устранения. При этом он забывает о себе и о том, что он мог бы с применением этой меры чего нибудь лишиться. Коротко сказать—он альтруист.

Прямо противоположно этому физиономии его возмущенных противников. Им сей-час-же приходят на ум собственное наслаждение, которого они должны лишиться. Короче сказать— они эгоисты и даже грубые, безэюалостные эгоисты, так как они иренебрижительно относятся к страданиям слабых, меньшихъ— братьев своих.

После этого спокойного безпристрастного приговора нам необходимо подвергнуть оба принципа исследованию, с точки зрения как логики, так и опыта. Посмотрим, который из них окажется целесообразным для достижения высокой цели—освобождения от злейшого врага.

Если мы хотим чего нибудь достигнуть с помоицию принципа, то прежде всего, мы должны быть в состоянии ясно и точно определить этот принцип.

Что такое умеренность? Где ея начало? Где конецъ? Чем более мы углубляемся в этот вопрос, тем более мы убеждаемся, что понятие умеренности до нельзя растяжимо, что мы не можем ограничить его, начертать его пределы... Определение не может быть основано на количестве принятого сниртного напитка или-же на появлении и' отсутствии опьянения у пьющого, т. к. сила сопротивления у различных людей различна. Значит, каждый имеет и должен знать свой меру? Но при этом возникает вопрос, способен ли он заметить, когда он достиг, границы, не пострадает ли сила его суждения от приема этой раньше установленной опытом, предельной меры? Что мы не можем прямо дать на этот вопрос отрицательный ответ, это доказывается ежедневным опытом подтверждающим, что умеренно пьющий в каждый данный момент может стать не умеренным, т. е. пьяницей. И в самом деле, нет на свете пьяницы, который когда нибудь не был умеренным потребителем; а из этого следует с логической необходимостью, что только тот наверное не может сделаться пьяницей, кто будет избегать первой рюмки. Пьяницы значит развиваются только из числа умеренно пьющих и умеренность является единственной почвой для этой сорной травы; или —иначе: в умеренном потреблении спиртных напитков, т. е. в питейных обычаях лежит источник алкогольных бедствий на земле!

Это положение еще подкрепляется другим, также основанным на опыте. Кто-же заботится о распространении пьянства? Кто вводит во искушение неопытных юношей и детей, неимеющих понятия о последствиях, тех слабых человечков, подпадающих впоследствии алкоголизму и погибающих, втягивая в свой погибель и другихъ? Разве мы можем упрекнуть в этом неумеренных пьяниц, как скоты валяющихся в лужах и канавахъ? Никоим образомъ! Наоборотъ! Они могутъ'даже гордиться