Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 995   >>>

  

— 995 —

стающем бедствии человечества, сразу предлагает единственно-коренную меру для его устранения. При этом он забывает о себе и о том, что он мог бы с применением этой меры чего нибудь лишиться. Коротко сказать—он альтруист.

Прямо противоположно этому физиономии его возмущенных противников. Им сей-час-же приходят на ум собственное наслаждение, которого они должны лишиться. Короче сказать— они эгоисты и даже грубые, безэюалостные эгоисты, так как они иренебрижительно относятся к страданиям слабых, меньшихъ— братьев своих.

После этого спокойного безпристрастного приговора нам необходимо подвергнуть оба принципа исследованию, с точки зрения как логики, так и опыта. Посмотрим, который из них окажется целесообразным для достижения высокой цели—освобождения от злейшого врага.

Если мы хотим чего нибудь достигнуть с помоицию принципа, то прежде всего, мы должны быть в состоянии ясно и точно определить этот принцип.

Что такое умеренность? Где ея начало? Где конецъ? Чем более мы углубляемся в этот вопрос, тем более мы убеждаемся, что понятие умеренности до нельзя растяжимо, что мы не можем ограничить его, начертать его пределы... Определение не может быть основано на количестве принятого сниртного напитка или-же на появлении и' отсутствии опьянения у пьющого, т. к. сила сопротивления у различных людей различна. Значит, каждый имеет и должен знать свой меру? Но при этом возникает вопрос, способен ли он заметить, когда он достиг, границы, не пострадает ли сила его суждения от приема этой раньше установленной опытом, предельной меры? Что мы не можем прямо дать на этот вопрос отрицательный ответ, это доказывается ежедневным опытом подтверждающим, что умеренно пьющий в каждый данный момент может стать не умеренным, т. е. пьяницей. И в самом деле, нет на свете пьяницы, который когда нибудь не был умеренным потребителем; а из этого следует с логической необходимостью, что только тот наверное не может сделаться пьяницей, кто будет избегать первой рюмки. Пьяницы значит развиваются только из числа умеренно пьющих и умеренность является единственной почвой для этой сорной травы; или —иначе: в умеренном потреблении спиртных напитков, т. е. в питейных обычаях лежит источник алкогольных бедствий на земле!

Это положение еще подкрепляется другим, также основанным на опыте. Кто-же заботится о распространении пьянства? Кто вводит во искушение неопытных юношей и детей, неимеющих понятия о последствиях, тех слабых человечков, подпадающих впоследствии алкоголизму и погибающих, втягивая в свой погибель и другихъ? Разве мы можем упрекнуть в этом неумеренных пьяниц, как скоты валяющихся в лужах и канавахъ? Никоим образомъ! Наоборотъ! Они могутъ'даже гордиться

— 996 —

несомненной заслугой; они отпугивают неопытного от пьянства! Кто же в состоянии вводить во искушение, если не прилично одетый, брыжжуиций остроумием и любозно-сообщнтельный, как собутыльник придающий своему напитку прелесть поэзии и восхваляющий вино в песняхъ! И если ему за свой жизнь удается побудить несколько десятков неопытных юношей к приему первой рюмки, то наверное один из десяти фатальным образом обречен на погибель от пьянства!*) Далее, разве вообще доказано, что умеренные приемы легкого сииртного напитка безвредны? Напротив, доказано самыми тщательными научными исследованиями профессора Крэпелипа и его учеников прежде в Юрьеве, теперь в Мюнхене, что вред этот выступает непосредственно и нарос/гает прогрессивно с каждым повторением малых приемов алкоголя (напр. 1 бутылки пива).

Но мне возразят, что вино ведь укрепляет человека и что врачи рекомендуют вино даже слабым детямъ!.—Вместо ответа я напоминаю вам, что около 4-х столетий назад человечество еще верило в религиозный догмат, что весь звездный мир вращается в 24 часа вокруи нашей земли. Ровно сто лет после Коперника - Галгслей еще был в опасности сожжения инквп-зиционным судохм за публичное признание Колосниковой системы мироздания.

Не даром утверждает Александр фон Гумбольдт, что для одного проникновения в человечество истина требует целого столетия, а для общого признания еще одного. Так же твердо громадное большинство человечества и даже многие врачи убеждены в укрепляющем действии алкоголя, что но их словам доказывается ежедневным опытом. Кажущияся укрепления при разборе однако оказались параличами и сам алкоголь топким обманщиком.

К таким параличным явлениям при легком отравлении алкоголем принадлежат: краснота щек, беззаботность, неутомимость в движениях, безграничная веселость, нечувствительность к крайностям внешней температуры и ироч. А как-же объясняется все это? спросят меня профаны в медицине. Очень просто: алкоголь парализует умственную деятельность и заботы уходят на задний план; он парализует чувство скуки и усталости и пьющий радуется всякой пошлости, с другой-же стороны он переутомляет, незамечая этого, свой нервную систему; чувство жара и холода притупляется и можно сгореть или замерзнуть без предостережения.

Значить, пробу со стороны логики, умеренность, как сродство борьбы с алкоголизмом, не выдержала.

1) Эта цифра вовсе не произвольна! Согласно оффициальным данным Швейцарского Статистич. Бюро, из 9-ти умерших старше 20 лет один погибает от пьянства или его прямых последствий. Значит, от этой причины в среднем умирает один из девяти, и то принимая за норму всеобщее распространение питейных обычаев.