Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 981   >>>

  

- 981 -

оно было подавлено почти совершенно. Из сведений, доставленных рабочими многих фабрик г. Риги в правление „Аусек-лиса‘‘, а также анкеты, предпринятой по этому вопросу Рижским профессиональным обществом рабочих по металлу, видно, что лишь незначительный процент совершенно отказавшихся в 1905 году от водки и пива рабочих остались и впоследствии трезвенниками.

Тем не менее, большинство членов рижских латышских обществ трезвости, „АусеклисѴ* и ,,Rihtsu („Утро4*)* состоит из фабричных рабочих, так что у латышей рабочие являются самыми деятельными борцами против алкоголя. Но чем-же объясним такой регресс, сравнительно с 1905 годомъ?

Уже было упомянуто о препятствиях, которые тормозят все положительные меры борьбы с пьянством и тормозят развитие самодеятельности рабочих, культурное и .экономическое поднятие уровня их жизни. Еще можно указать на то, что одним из последствий реакций в Прибалтийском крае было. проведение грандиозной питейной реформы, состоявшей в том, что число питейных заведений в Риге за последние' годы удвоилось, с 487 возросло до 969. А главную причину сообщают рабочие в своих письмах и ответах на. анкету. Во всех ответах повторяются почти одне и те-же стереотипные выражения: фабричная администрация ненавидит трезвенников н считает их безпокойным элементом, смотрит сквозь пальцы на неразрешенную торговлю алкоголем на фабриках и поощряет еще и иными способами пьянство.

Мастера говорят: кто хороший пьяница, тот хороший рабочий, а трезвенник, это арестант (на Русско-Балтийском вогонном заводе в Риге) и руководствуются такими взглядами при принятии на работу новых рабочих, и при столь обычных в последние годы увольнениях старых рабочих.

Возобновился во многих местах старый порядок принятия рабочих на работу и выдачи заработка в трактирах. Главной же причиной регресса трезвости и распространения пьянства среди рабочих после 1905 года, является промышленный кризис, безработица, ухудшение положения рабочих, удлинение рабочого дня, понижение заработной платы, и, наконец, притеснение н разорение рабочих организаций, —и все таки, несмотря на все препятствия, рабочие борются с алкоголем энергичнее всех прочих классов латышского народа, потому что они стали понимать, что пьянство среди, рабочих является не только следствием, но в известной степени также и причиной их тяжелого положения.

Приходится еще вкратце коснуться деятельности органов местного самоуправления на почве борьбы с пьянством. О деятельности волостного самоуправления уже было упомянуто.

Эта деятельность но своему характеру лишь запретительная, но и та не достигает целей вследствие отрицательного отношения к таковой со стороны администрации, опекающей волостное самоуправление.

— 982 -

Волостное самоуправление столь ограничено в своих, нравах, что не в состоянии и предпринять никаких положительных мер по борьбе с пьянством. Волость содержит свой школу, но не в праве предписывать, чтобы учитель в школе ознакомлял детей ст. вредом алкоголя; волость ограничена также при выборе учителя; волость не в праве расходовать свои средства на общекультурные потребности. Роль земских начальников в Прибалтийском крае исполняют комиссары по крестьянским делам и пользуются такими-же неограниченными правами ограничения. нрав волостного самоуправления.

Городское самоуправление в крае находится отчасти еще в руках немецкой, • отчасти уже перешло в руки латышской буржуазии.-—Немцы, как известно составляют, высшие слои края, а латыши—средние и низшие.

Губернские города края, Рига и Митава, все еще в руках немцев, хотя на выборах , уже идет ожесточенная борьба. Составляя высшие классы местного населения, немцы относятся недоброжелательно к самодеятельности латышей, между прочим. и к противоалкогольному движению. Это объясняет, почему Рижская городская управа отказалась уступить участок городской земли обществу „Аусеклисъ“ под постройку народного дома, хотя охотно предоставляет такие участки в распоряжение местных немецких обществ.

Это объясняет, почему Рижская городская управа положила под сукно ходатайство „Аукеелиса“ об образовании особой ком-миссин для изыскания мер борьбы против все усиливающогося в г. Риге зла пьянства и об издании постановления, чтобы питейные заведения закрывались по воскресеньям и праздничным дням и по вечерамъ—в будни.

Немецкая рижская пресса, близко стоящая к городской управе, назвала .последнее требование невыполнимым, между тем это уже осуществлено Ревельским городским самоуправлением, а в последнее время также и Вольмарским.

На указание „Аусеклиса“, что в целях положительной борьбы с пьянством городское самоуправление должно субсидировать местные общества трезвости, просветительные, профессиональные и подобные, та же влиятельная немецкая пресса, ответила, что город не может субсидировать организации, имеющия социалыю-нолитическия цели.—Препятствием деятельной борьбы против пьянства со стороны городских самоуправлений служит также и существующее комунальное избирательное право, согласно которому право голоса предоставлено лишь одной кучке городских жителей, среди которых кабатчики составляют значительный процент, вследствие чего городския управы и думы должны серьезно считаться с их желаниями.

Больше всего могло-бы сделать в борьбе с пьянством, местное земское самоуправление, но такового в Прибалтийском крае не существует. Вместо земского самоуправления в Прибалтийском крае продолжают господствовать средневековые