Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 978   >>>

  

— 97S —

успело издать 2 номера своего журнала (после 2 номера журнал был закрыт), но кроме того стало открывать много отделений в Лифляндии и Курляндии, которые потом при содействии „Аусеклиса“ превратились в новые самостоятельные общества трезвости. Таким образом, из существующих в настоящее время 24 латышских обществ трезвости, 19—являются выросшими из „Аусеклиса“, с которым оне поэтому и продолжают оставаться в тесной связи.

Кроме того и при учреждении многих просветительных обществ Аусеклис оказал свое содействие и вообще играл большую роль в развитии культурной самодеятельности латышского народа в последние три года, так как считает это лучшим средством борьбы с пьянством. Также и все многочисленные латышския общества просвещения, профессиональные и т. и. признали необходимость бороться с алкоголем и со своей стороны. Кроме того, в 1907, 1908 и 1909 г.г. возникло много новых латышских обществт>, главным образов просветительных, которые включили в программу своей деятельности также и борьбу с пьянством. Таким образом, возобновившееся после поражения 1906 года антиалкогольное движение среди латышей является нераздельной частью общекультурного движения народных масс. В таком виде движение обещает сделаться весьма успешным, так как оно направлено в известной степени против самих причин алкоголизма.

В последнее время латышския прогрессивные общества просвещения, вспоможения, трезвости, профессионачиьные и прочия объединяются в одном центральном обществе в латышском обществе культуры в городе Риге, которое призвано сделаться культурным центром латышской демократии в иротивовес существующему с 60 годов националистически реакционному центру Рижскому Латышскому обществу. При образовании этого нового центра общество трезвости ,,Auseklis“ играло выдающуюся роль.

Сказанная культурная самодеятельность народа, которая, как уже было сказано, направлена также и против алкоголя и его причин, выражается в устройстве народных чтений, открытии библиотек и читален, устройстве народных спектаклей, концертов и других полезных развлечений. Но эта деятельность встречает препятствия со стороны местной администрации, местного дворянства, лютеранских пасторов, вообще всех власть имеющих, которые привыкли держать народ под своей опекой и под своим руководительством и не в состоянии мириться с свободной самодеятельностью трудящихся масс. Главным образом воспрещаются народные чтения без указания каких-либо причин. Из множества примеров укажу лишь на тот факт, что председателю „Аусеклиса* латышскому писателю Августу Де-глау в течение одного года было 6 раз воспрещено прочесть лекцию об алкоголе, хотя эту лекцию он читал уже раз десять, (в Прибалтийском крае). Эти 6 запрещений имели место

— 979 —

в Болгарском, Венденском и Валкском уездах Лифлянд-ской и Литовском, Илукетском и Фридрихштадтском уездах Курляндской губернии.

В конце 1908 года врем. Прибалтийским генерал-губерна-тором бароном Меллер - Закомельским было друкратно предложено Лифляндскому губернатору закрыть общество трезвости, но последний передал дело на рассмотрение губернского но делам об обществах присутствия, которое оставило это предложение без рассмотрения, так как не имелось никаких факги-ческих7> поводов к закрытию общества, а сведения, доставленные полицейским дознанием, удостоверили полную закономерность деятельности общества. Все-таки и после того, как деятельность „Аусеклиса“,так и других латышских обществ трезвости, просветительных, профессиональных и других местной администрацией считается нежелательным явлением.

Для того, чтобы культурная самодеятельность и противоалко-гольное движение могли безпрепятственно развиваться среди латышей, необходима действительная свобода собраний, слова, союзов, вообще все-то, что подразумевается под словом гражданская свобода.

V.

Самодеятельность народных масс является положительной мерой борьбы с алкоголизмом. Противоалкогольное движение у латышей признает и запретительные меры. К таковым приходится отнести борьбу с тайной продажею алкогольных напитков, развившеюся особенно среди. сельского населения ИТрибалт. края в виде многочисленных тайных кабачков. Отдельный лица бессильны в этой борьбе и оиш в состоянии лишь довести до сведения местной полиции об известных ри такого рода кабачках. К этому средству, однако, по причинам этическим прибегают весьма мало, кроме того и не имеет никакого смысла заявлять полиции о тайных кабачках. Существование и местонахождение их известно всем и всякому в окрестности, не исключая, конечно, и агентов полиции. А в тех немногих случаях, когда и было заявлено полиции о каком-нибудь тайном кабачке, ири последовавшем обыске на указанной квартире никаких напитков не оказалось, потому, что содержатель кабачка был заблоговременно предупрежден об ожидаемом обыске. В общество „Аусеклисъ" поступило несколько сообщений и такого содержания, что преследуются тайные притоны, торгующие казенной водкой, но таковые не преследуются, если кроме водки в них торгуют также и пивом местного помещика и владельца пивоваренного завода. Таким охранителем тайных кабачков является будто между прочим пиво завода графа Модема в Эллей Курляндской губерния.

За борьбу с тайными кабачками взялись также многия волостные правления. Оне налагали штрафы на содержателей ка-