Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 976   >>>

  

- 976 —

весьма сильным и многие Савлы алкоголя превратились в Павлов трезвости. В 1901 г. „Аусеклисъ“ был уже в состоянии осуществить свой давнишнюю мечту—открыть свой народный дом. Таковой был открыт в рабочем квартале Петербургской части города в частном доме, служившем до тех пор зогородным рестораном и шантаном и нанятом обществом за 1.800 руб. годовой платы. В нем помещались: чайная, столовая, книжная лавка, библиотека-читальня, народный театр и детский сад; кроме того там устраивались народные чтения, музыкальные вечера, был образован хор и оркестр. Народный дом просуществовал до 28 января 1906 года, когда был сожжен неизвестными злоумышленниками, при весьма странных, до сих пор пе разъясненных обстоятельствах. Дело в том, что за день до сожжения, эконом дома был предупрежден об этом местным полицейским надзирателем. В том же январе 1906 года, на одном из вечеров общества были убиты двое посетителей выстрелами со двора. Стреляющие скрылись, хотя, оказалось, что дом был в то время почему-то оцеплен войском. 21 января 1906 года был также сожженъ™ распоряжению генерал-маиора Орлова грандиозный дом Мюнхенского Безалкогольного Общества, выстроенный латышским филантропом и деятелем трезвости фабрикантом Августом Домбровским, который и сам едва не был расстрелян. Домбровский присутствует и на этом Съезде.

Народный дом просуществовал все время без посторонней помощи, хотя общество неоднократно ходатайствовало, как перед Рижской городской думой, так и перед министерством финансов, на отпуск субсидии на улучшение постановки дела. В субсидиях было отказано несмотря на то, что ходатайство поддерживало местное попечительство о народной трезвости. В течение», 1904 и 1905 года общество содержало еще и 2-й народный дом в помещениях Весенняго общества в одном из предместий города Риги.

В начале 1902 года между деятелями „Аусеклиса“ произошел раскол и общество перешло в руки консервативно-националистических элементов, между тем как нрогрессивно-демо-кратические деятели, между ними и Ян Ассар, были отстранены. Деятельность первых была не столь успешна и когда ими общество было доведено до финансовых затруднений, прогрессивно-демократическое направление одержало опять верх.

В 1905 году, когда председателем общества был избран доктор А. Предкальн, состоявший в этой должности до его избрания в Государственную Думу, деятельность и влияние общества возросло до весьма обширных размеров.

Общество задалось целью использовать начавшееся освободительное движение для целей борьбы с пьянством и направлять это движение по пути иротивоалкогольной пропаганды. Общество старалось доказать и сделать общим достоянием народных масс ту мысль, что улучшение экономического, общественпо-ию-

- 977 —

лирического и правовая положения и вообще освобождение народа не мыслимо без освобождения ого оть власти алкоголя, как одного из видов и средств порабощения народных масс. Общество старалось при этом искоренить и тот фаталистический взгляд на связь пьянства с общественными условиями, будто ири теперешних обстоятельствах трудящиеся классы не в состоянии отказаться от алкоголя, будто пьянство исчезнет само собой при улучшении положения этих классов и будто вследствие всего этого борьба- против пьянства и пропаганда трезвости среди рабочого класса нежелательна и даже вредна, как якобы отвлекающая рабочих от своих прямых задач. Вместо такого взгляда общество распространяло то убеждение, что всякия стремления народа должны сопровождаться борьбой против пьянства, этого страшного врага народа. И общество может быть довольным тем, что им было достигнуто. Ибо отчасти и заслугой „Лусеклиса4* следует считать то, что во время освободительного движения 1905 года явилась у латышей также и массовая всенародная борьба с пьянством.

По постановлению волостных сходов и народных собраний были закрыты казенные винные лавки, пивные и корчмы. В городах фабричные рабочие все почти поголовно отказались от алкоголя и заставляли платить крупные штрафы тех своих товарищей, кто был замечен пьющим. По своим обширным размерам, противоалкогольное движение 1905 года не только достигало движения 40-х годов, но и превзошло таковое. Если бы свершилась воля латышей, то в 1905 году в крае прекратилось бы совершенно существование питейных заведений и употребление алкогольных напитков. Но этого, как и в сороковых годах, не могли допустить местные дворяне, являющиеся владельцами пивоваренных и винокуренных заводов, пивных лавок и корчем, а также администрация, как представительница правительства, торгующого водкой.

Восставшие против алкоголя и спаивания народа были признаны бунтовщиками, внесены помещиками и пасторами в проскрип-ционные списки и на этом основании расстреляны без суда и следствия карательными экспедициями в 1906 году. И алкоголь, а главное—барыши дворян и казны от спаивания народа были вновь спасены.

Так окончилась вторая попытка всенародной, т. е. единственно серьезной, борьбы против алкоголя.

IV.

Но уже в 1907 году противоалкогольное движение появилось вновь, хотя в другом виде. Общество „Аусеклис4*, пострадавшее в 1906 году от сожжения народного дома, опять стало на ноги, принялось вновь за устройство народных чтений, издание брошюр, продолжало издание своего ежегодника и календаря,