Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 974   >>>

  

— 974 —

за злосчастный их напиток. В течение четырех лет, также и синод, не посмел говорить о трезвости и лишь в 1844 году пастор Шварц поднял снова об этом речь, но уже без серьезных последствий. Успокоение народа было уже достигнуто. Для полноты картины, следует еще упомянуть религиозно-сек-тантское движение гернгутерства, похожее на теперешнее баптистское движение. Эта секта не отклонилась собственно ни от лютеранских пасторов, ни от церкви, но требовала от своих членов, чтобы они вели весьма строгий образ жизни, между прочим и воздержания от охмеляющих напитков. Гернгутеры имели также и свои молитвенные собрания, своих проповедников и свои духовные песни. Некоторые помещики покровительствовали им, но лютеранские пасторы видели в новой секте опасность для себя и боролись всеми средствами против герн-гутеров, точно также, как и против пропаганды православия. И блогодаря всесилию немецкого дворянства, все описанные движения, имеющия связь с борьбой против алкоголя, были окончательно подавлены в 50-х годах.

III.

Противоалкоголыюе движение возродилось лишь сорок лет спустя. В шестидесятых годах начался период хозяйственного расцвета и культурно - национального пробуждения у латышей. Крестьяне становились или’ собственниками* и арендаторами у са-деб или свободными батраками и пришел конец барщине. Социальные обострения на время как бы изгладились. Только постепенно образовались новые социальные группировки и появились новые общественные движения. Это было в восьмидесятых годах и следствием этого было и также возобновление противоалкогольного движения в% начале девяностых годов.

Движение это возродилось среди рабочих в г. Риге. Рабочий Альберт Мункен, бывший матрос, познакомившийся с идеей трезвости в Англии, образовал в 1891 году вместе с некоторыми своими товарищами, при поддержке некоего барона Засса, и по примеру эстонских обществ трезвости, первое латышское общество трезвости, общество „Аусеклигь*, т. о. „Заря44.

Общество „Аусеклисъ“ было утверждено 19 мая 1891 года; но первый год его деятельности омрачен господством темных личностей и пьяниц в обществе. Лишь на второй год существования общество стало на ноги.

Общество занялось устройством народных чтений, как по вопросам трезвости, так и общеобразовательного характера, устройством спектаклей, вечеров и т. д.

Базар, выезды в зелень и т. д., дававшие частью хорошие доходы, а частью—и убытки. На открытие народного дома все-таки было отложено 300 рублей.

Было издано также несколько брошюр и листков и проек-

— 975 —

тировалось издание собственного органа печати. Но в точение первых ИО лет число членов было незначительно и вообще деятельность общества—довольно скромных размеров. Укоренившияся в народе старые понятия об алкогольных напитках и установленные традиции общественной жизни были причиной того, что как народ, так и интеллигенция, даже печать, относились к деятельности обществ трезвости и к самой идее но только равнодушно, но даже недоброжелательно и враждебно. Хотя и все признавали пьянство большим злом, однако, рекомендовали против этого зла лишь умеренность, а абсолютное воздержание считали вредным и смешным фанатизмом.

Но, как известно, почти всякий пьяница считает себя лишь умеренным унотребителем алкоголя. Характерно для отношений печати к движению то, что старейшая и наиболее распространенная латышская газета „Балтияс $естнесисъ“ посылало референтом на все лекции и вечера „Аусеклиса“, известного во всем городе пьяницу, специальностью которого являлась ревизия питейных заведений и сетование в газете на то, что кабатчики обманывают своих гостей, отпуская слишком маленького размера графинчики, стаканчики и т. и. ‘ •

Единственным поборником трезвости из среды интеллигенции явился ныне покойный учитель гимназии Георгий Фрей-берг-Бривкалнекс, написавший много статей и брошюр об алкоУолИГТГ-трезвости. Общество „Аусеклисъ“ избрало его своим первым почетным членом.

Газеты относились враждебно и к Фрейбергу и весьма неохотно помещали его статьи или даже не помещали вовсе. Вообще пропаганда трезвости до 1900 года и влияние деятельности „Аусе-клиса" было незначительно, хотя некоторыми деятелями общества, как напр., Ребане и Предкальном было потрачено много энергии. Такое же малозначущее было вляиние других латышских обществ трезвости.

Вскоре после учреждения Аусеклиса образовалось еще около

12 латышских обществ трезвости в Курляндии и Лифляндии; но большинство их перестало скоро существовать, другия превратились в обыкновенные общественные собрания и лишь общества Туккумское и Либавское, перешедшия в руки баптистов, существуют еще и теперь.

Новая эра настала для „Аусеклиса* в 1900 году, когда к обществу примкнул известный латышский публициста, популярнейший и энциклопедически образованный лектор, лучший латышский оратор Ян Ассар, избранный в 1905 году почетным членом общества, эмигрировавший в 1906 году и умерший, как политический заключенный в больнице для душевнобольных на Александровной Высоте в Риге, 18 августа в 1908 году.

Блогодаря его участию и деятельности народные чтения и вечера „Аусеклиса* сделались крайне популярными во всех слоях народа и вместе с тем само общество—центром латышских прогрессивных деятелей и стремлений. Влияние общества стало