Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 977   >>>

  

- 977 —

лирического и правовая положения и вообще освобождение народа не мыслимо без освобождения ого оть власти алкоголя, как одного из видов и средств порабощения народных масс. Общество старалось при этом искоренить и тот фаталистический взгляд на связь пьянства с общественными условиями, будто ири теперешних обстоятельствах трудящиеся классы не в состоянии отказаться от алкоголя, будто пьянство исчезнет само собой при улучшении положения этих классов и будто вследствие всего этого борьба- против пьянства и пропаганда трезвости среди рабочого класса нежелательна и даже вредна, как якобы отвлекающая рабочих от своих прямых задач. Вместо такого взгляда общество распространяло то убеждение, что всякия стремления народа должны сопровождаться борьбой против пьянства, этого страшного врага народа. И общество может быть довольным тем, что им было достигнуто. Ибо отчасти и заслугой „Лусеклиса4* следует считать то, что во время освободительного движения 1905 года явилась у латышей также и массовая всенародная борьба с пьянством.

По постановлению волостных сходов и народных собраний были закрыты казенные винные лавки, пивные и корчмы. В городах фабричные рабочие все почти поголовно отказались от алкоголя и заставляли платить крупные штрафы тех своих товарищей, кто был замечен пьющим. По своим обширным размерам, противоалкогольное движение 1905 года не только достигало движения 40-х годов, но и превзошло таковое. Если бы свершилась воля латышей, то в 1905 году в крае прекратилось бы совершенно существование питейных заведений и употребление алкогольных напитков. Но этого, как и в сороковых годах, не могли допустить местные дворяне, являющиеся владельцами пивоваренных и винокуренных заводов, пивных лавок и корчем, а также администрация, как представительница правительства, торгующого водкой.

Восставшие против алкоголя и спаивания народа были признаны бунтовщиками, внесены помещиками и пасторами в проскрип-ционные списки и на этом основании расстреляны без суда и следствия карательными экспедициями в 1906 году. И алкоголь, а главное—барыши дворян и казны от спаивания народа были вновь спасены.

Так окончилась вторая попытка всенародной, т. е. единственно серьезной, борьбы против алкоголя.

IV.

Но уже в 1907 году противоалкогольное движение появилось вновь, хотя в другом виде. Общество „Аусеклис4*, пострадавшее в 1906 году от сожжения народного дома, опять стало на ноги, принялось вновь за устройство народных чтений, издание брошюр, продолжало издание своего ежегодника и календаря,

— 97S —

успело издать 2 номера своего журнала (после 2 номера журнал был закрыт), но кроме того стало открывать много отделений в Лифляндии и Курляндии, которые потом при содействии „Аусеклиса“ превратились в новые самостоятельные общества трезвости. Таким образом, из существующих в настоящее время 24 латышских обществ трезвости, 19—являются выросшими из „Аусеклиса“, с которым оне поэтому и продолжают оставаться в тесной связи.

Кроме того и при учреждении многих просветительных обществ Аусеклис оказал свое содействие и вообще играл большую роль в развитии культурной самодеятельности латышского народа в последние три года, так как считает это лучшим средством борьбы с пьянством. Также и все многочисленные латышския общества просвещения, профессиональные и т. и. признали необходимость бороться с алкоголем и со своей стороны. Кроме того, в 1907, 1908 и 1909 г.г. возникло много новых латышских обществт>, главным образов просветительных, которые включили в программу своей деятельности также и борьбу с пьянством. Таким образом, возобновившееся после поражения 1906 года антиалкогольное движение среди латышей является нераздельной частью общекультурного движения народных масс. В таком виде движение обещает сделаться весьма успешным, так как оно направлено в известной степени против самих причин алкоголизма.

В последнее время латышския прогрессивные общества просвещения, вспоможения, трезвости, профессионачиьные и прочия объединяются в одном центральном обществе в латышском обществе культуры в городе Риге, которое призвано сделаться культурным центром латышской демократии в иротивовес существующему с 60 годов националистически реакционному центру Рижскому Латышскому обществу. При образовании этого нового центра общество трезвости ,,Auseklis“ играло выдающуюся роль.

Сказанная культурная самодеятельность народа, которая, как уже было сказано, направлена также и против алкоголя и его причин, выражается в устройстве народных чтений, открытии библиотек и читален, устройстве народных спектаклей, концертов и других полезных развлечений. Но эта деятельность встречает препятствия со стороны местной администрации, местного дворянства, лютеранских пасторов, вообще всех власть имеющих, которые привыкли держать народ под своей опекой и под своим руководительством и не в состоянии мириться с свободной самодеятельностью трудящихся масс. Главным образом воспрещаются народные чтения без указания каких-либо причин. Из множества примеров укажу лишь на тот факт, что председателю „Аусеклиса* латышскому писателю Августу Де-глау в течение одного года было 6 раз воспрещено прочесть лекцию об алкоголе, хотя эту лекцию он читал уже раз десять, (в Прибалтийском крае). Эти 6 запрещений имели место