Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 975   >>>

  

— 975 —

тировалось издание собственного органа печати. Но в точение первых ИО лет число членов было незначительно и вообще деятельность общества—довольно скромных размеров. Укоренившияся в народе старые понятия об алкогольных напитках и установленные традиции общественной жизни были причиной того, что как народ, так и интеллигенция, даже печать, относились к деятельности обществ трезвости и к самой идее но только равнодушно, но даже недоброжелательно и враждебно. Хотя и все признавали пьянство большим злом, однако, рекомендовали против этого зла лишь умеренность, а абсолютное воздержание считали вредным и смешным фанатизмом.

Но, как известно, почти всякий пьяница считает себя лишь умеренным унотребителем алкоголя. Характерно для отношений печати к движению то, что старейшая и наиболее распространенная латышская газета „Балтияс $естнесисъ“ посылало референтом на все лекции и вечера „Аусеклиса“, известного во всем городе пьяницу, специальностью которого являлась ревизия питейных заведений и сетование в газете на то, что кабатчики обманывают своих гостей, отпуская слишком маленького размера графинчики, стаканчики и т. и. ‘ •

Единственным поборником трезвости из среды интеллигенции явился ныне покойный учитель гимназии Георгий Фрей-берг-Бривкалнекс, написавший много статей и брошюр об алкоУолИГТГ-трезвости. Общество „Аусеклисъ“ избрало его своим первым почетным членом.

Газеты относились враждебно и к Фрейбергу и весьма неохотно помещали его статьи или даже не помещали вовсе. Вообще пропаганда трезвости до 1900 года и влияние деятельности „Аусе-клиса" было незначительно, хотя некоторыми деятелями общества, как напр., Ребане и Предкальном было потрачено много энергии. Такое же малозначущее было вляиние других латышских обществ трезвости.

Вскоре после учреждения Аусеклиса образовалось еще около

12 латышских обществ трезвости в Курляндии и Лифляндии; но большинство их перестало скоро существовать, другия превратились в обыкновенные общественные собрания и лишь общества Туккумское и Либавское, перешедшия в руки баптистов, существуют еще и теперь.

Новая эра настала для „Аусеклиса* в 1900 году, когда к обществу примкнул известный латышский публициста, популярнейший и энциклопедически образованный лектор, лучший латышский оратор Ян Ассар, избранный в 1905 году почетным членом общества, эмигрировавший в 1906 году и умерший, как политический заключенный в больнице для душевнобольных на Александровной Высоте в Риге, 18 августа в 1908 году.

Блогодаря его участию и деятельности народные чтения и вечера „Аусеклиса* сделались крайне популярными во всех слоях народа и вместе с тем само общество—центром латышских прогрессивных деятелей и стремлений. Влияние общества стало

- 976 —

весьма сильным и многие Савлы алкоголя превратились в Павлов трезвости. В 1901 г. „Аусеклисъ“ был уже в состоянии осуществить свой давнишнюю мечту—открыть свой народный дом. Таковой был открыт в рабочем квартале Петербургской части города в частном доме, служившем до тех пор зогородным рестораном и шантаном и нанятом обществом за 1.800 руб. годовой платы. В нем помещались: чайная, столовая, книжная лавка, библиотека-читальня, народный театр и детский сад; кроме того там устраивались народные чтения, музыкальные вечера, был образован хор и оркестр. Народный дом просуществовал до 28 января 1906 года, когда был сожжен неизвестными злоумышленниками, при весьма странных, до сих пор пе разъясненных обстоятельствах. Дело в том, что за день до сожжения, эконом дома был предупрежден об этом местным полицейским надзирателем. В том же январе 1906 года, на одном из вечеров общества были убиты двое посетителей выстрелами со двора. Стреляющие скрылись, хотя, оказалось, что дом был в то время почему-то оцеплен войском. 21 января 1906 года был также сожженъ™ распоряжению генерал-маиора Орлова грандиозный дом Мюнхенского Безалкогольного Общества, выстроенный латышским филантропом и деятелем трезвости фабрикантом Августом Домбровским, который и сам едва не был расстрелян. Домбровский присутствует и на этом Съезде.

Народный дом просуществовал все время без посторонней помощи, хотя общество неоднократно ходатайствовало, как перед Рижской городской думой, так и перед министерством финансов, на отпуск субсидии на улучшение постановки дела. В субсидиях было отказано несмотря на то, что ходатайство поддерживало местное попечительство о народной трезвости. В течение», 1904 и 1905 года общество содержало еще и 2-й народный дом в помещениях Весенняго общества в одном из предместий города Риги.

В начале 1902 года между деятелями „Аусеклиса“ произошел раскол и общество перешло в руки консервативно-националистических элементов, между тем как нрогрессивно-демо-кратические деятели, между ними и Ян Ассар, были отстранены. Деятельность первых была не столь успешна и когда ими общество было доведено до финансовых затруднений, прогрессивно-демократическое направление одержало опять верх.

В 1905 году, когда председателем общества был избран доктор А. Предкальн, состоявший в этой должности до его избрания в Государственную Думу, деятельность и влияние общества возросло до весьма обширных размеров.

Общество задалось целью использовать начавшееся освободительное движение для целей борьбы с пьянством и направлять это движение по пути иротивоалкогольной пропаганды. Общество старалось доказать и сделать общим достоянием народных масс ту мысль, что улучшение экономического, общественпо-ию-