Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 971   >>>

  

— 971 —

чадо действительного освобождения крестьян в крае было положено лишь изданными в начале второй половины столетия законоположения:^ которые дали крестьянам возможность стать собственниками и выкупить у помещиков отнятые в 1819 году от крестьян усадебные земли.

II.

При таком положении дел, крестьяне без всяких теорий сознавали то, что алкогольные напитки являются причиной их страданий, увеличивая, во-первых, тягости барщины, отнимая, во-вторых, у них хлеб и картофель, а в третьих лишая их последних грошей, которые пропивали^ в дворянских кормчах. II крестьяне искали избавления от своего рабства.

Оказанная русским правительством помощь в голодные годы побудила крестьян думать о более тесном единении с русским народом и Российским Государством, единственными ифедставителями которых в крае являлось православное духовенство, ибо губернская администрация лишь номинально считалась представительницей государственной власти, фактически же была органом местного немецкого дворянства. С этой целью крестьяне пытались переходить в православие. Но всевластное прибалтийское немецкое дворянство и лютеранское духовенство, состоящее на службе у этого дворянства, получили в свое распоряжении войско, которое под начальством предводителя дворянства объявило эти попытки народным бунтом, после чего фон-ИИуммерса явилось в крае в качестве карательной экспедиции. Всех, изъявивших желание перейти в православие, гнали сквозь строй и частью совсем убили, частью искалечили и частью отправили в Сибирь, частью отдали в солдаты.

Главная экзекуция происходила в Беверсгофе. С тех пор русская вера считается латышскими крестьянами чем-то предосудительным: ведь за желание перейти в эту веру народ шестьдесят лета тому назад, подвергался позорным наказаниям.

Жестоко обманутый в своих надеждах на русскую веру народ был охвачен другим движениемъ—противоалкогольным движением. Как потом будет видно, основные движущия причины при этом были те же, что и при переходе в православие, а именно, попытки избавиться от чрезмерной барщины. Объявляя полное воздержание от алкогольных напитков, народ надеялся заставить помещиков прекратить изготовление этих напитков.

Второй попыткой освободиться от барщины было противо-алкогольное движение.

История возникновения этого движения следующая. Появившаяся в то время в Германии и Англии идея борьбы с народным пьянством, воодушевила пастора Трея, издателя и редактора первого латышского органа печати „Друг латышского на-

— 972 —

рода*4, li'i. этом издании он поместил статью о заграничном, движении. В скором времени к Трею присоединились пастора: Юргенсон, Кэльбрандт, (вколовший, Дэбнер и Хилыиер, и все они взялись за пропаганду трезвости сре4ш латышей. Пропаганда имела успех. Изданные пасторами листки и брошюры о-трезвости покупались на расхват. Крестьяне являлись толпами к пасторам, особенно к ИОргенсону в Мариэнбурге, и подписывали торжественное обещание воздержания от употребления алкоголя.

Пастор Кельбрант, выработал, но требованию крестьян, в 1836 году устав общества трезвости и с 50 подписями послал генерал-губернатору. Устав иоиал в Министерство Внутренних Дед, а оттуда был возвращен с надписью, что учреждение общества трезвости, министерство находит нецелесообразным и нежелательным, но предоставляет пасторам иропове-дывать против пьянства с кафедры. Но несмотря на неутверж-дение обществ трезвости, движение все разрослось. Появились особые странствующие апостолы трезвости, которые тоже собирали подписи отрекающихся от алкоголя. В Мариэнбургском приходе записалось около 7000 человек, т. е. почти весь приход. Что же побудило народ к этому движению и каков был исход движения.

Историк движения, пастор, Витрок, говорит об этом весьма немного, однако, упоминает, что латышские крестьяне надеялись этим способом, заставить дворян, закрыть их питейные, винокуренные и пивоваренные заведения и заводы и добиться, таким образом, облегчения барщины и своего положения.

Движение было в скором времени подавлено. Из протоколов годичного синодского собрания лютеранских пасторов, Лифляндской губернии видно, что в 1844 г. на этом собрании,, пастором ИНварцем, был возбужден вопрос о том, почему прекратилось иротивоалкоголыюе движение среди крестьян. Он обвиняет в этом своих товарищей-пасторов, а также события 40-х годов, которые и он именует крестьянским бунтом. Хотя в целях возобновления движения, синод в 1844 г. постановил, чтобы со всех приходов доставлялись пасторами сведения о ходе пропаганды трезвости. Но в 1850 году совершенно заглохло и само движение, и пропаганда трезвости со стороны пасторов. Какия были этому причины? О неутверждении устава общества трезвости уже было упомянуто. Но этим не ограничивались заботы высшей и низшей администрации о корчмах и доходах немецкого дворянства. И та, и другая во всех почти вопросах, поступала в то время так, как этого требовало местное немецкое дворянство. Чем это объясняется? А просто тем, что дворянство не находило возможным допустить то, чтобы корчмы пустовали и крестьяне не пропивали своих грошей. Так, например, церковная корчма, в Мариэнбургском приходе, где раньше продавали каждое воскресенье от 13 до