Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 970   >>>

  

— 970 —

пивоварение. Они надевали но две рубашки, чтобы не было так больно от палочных ударов, без которых работа не обходилась. Я видел, как смазывали свои изранены# плечи крестьянския девушки, возвратившись домой с работы. Блогодаря этим тяжелым работам но пивоварению и винокурению крестьянам приходилось голодать. Все силы свои им приходилось отдавать на барщину и оставлять свои ноля не обработанными. Хлеб и картофель превращали в пиво и водку и отправляли в Ригу, в Россию и заграницу. Перевозить пиво и водку опять таки приходилось крестьянам на своих клячах и это приходилось делать в самую горячую рабочую пору, весной и летом.

II.

Так описывает положение крестьян в крае Страумит и это описание относится к 40 годам. Как видно, изготовление алкогольных напитков влияло страшным образом на положение крестьян. Однако может показаться странным, что в сороковых годах в Прибалтийском крае существовали между помещиками и крестьянами еще такия крепостные отношения, хотя крестьяне были уже в начале столетия освобождены от крепостной зависимости и на основании положения 1819 года отношения их к помещикам должпы были регулироваться на основании свободного договора. Почему же крестьяне соглашались на такое рабство? Это объясняет записка Самарииа, составленная им по поручению правительства для заседавшого в (^Петербурге Лифляндского комитета по крестьянским делам. Са-марин доказывает что освобождение крестьян в крае и положение 1819 года является ухудшением положения крестьян сравнительно с положением 1804 года. Положение 1804 года, являющееся сводом всех прежних постановлений о крестьянах в крае, признавало нераздельность крестьян с землей, т. е. признавало право крестьян на землю, хотя в форме крепости земле. Положение 1819 года уничтожило эту связь и лишило крестьян их нрав на землю, даруя им вместо того совершенно фиктивную личную свободу. Положение 1804 года ограничило барщину, но положение 1819 года отменило всякого рода ограничения, провозглашая принцип свободного соглашения, это звуча,то хотя весьма гордо, на самом же деле этим был провозглашен принцип неограниченной власти дворян но отношению к крестьянам. Эта власть усилилась еще и тем, что все административные и судебные функции фактически оставались в руках дворян. Совершенно верно поэтому немецкий историк Габриоль Меркель в своей книге о латышах называет освобождение крестьян по положению 1819 года освобождением их оть земли, т. е. лишением земли. Это признали и представители дворянства, когда говорили, что лишь после издания положения 1819 году они окончательно завоевали Прибалтийский край. На-

— 971 —

чадо действительного освобождения крестьян в крае было положено лишь изданными в начале второй половины столетия законоположения:^ которые дали крестьянам возможность стать собственниками и выкупить у помещиков отнятые в 1819 году от крестьян усадебные земли.

II.

При таком положении дел, крестьяне без всяких теорий сознавали то, что алкогольные напитки являются причиной их страданий, увеличивая, во-первых, тягости барщины, отнимая, во-вторых, у них хлеб и картофель, а в третьих лишая их последних грошей, которые пропивали^ в дворянских кормчах. II крестьяне искали избавления от своего рабства.

Оказанная русским правительством помощь в голодные годы побудила крестьян думать о более тесном единении с русским народом и Российским Государством, единственными ифедставителями которых в крае являлось православное духовенство, ибо губернская администрация лишь номинально считалась представительницей государственной власти, фактически же была органом местного немецкого дворянства. С этой целью крестьяне пытались переходить в православие. Но всевластное прибалтийское немецкое дворянство и лютеранское духовенство, состоящее на службе у этого дворянства, получили в свое распоряжении войско, которое под начальством предводителя дворянства объявило эти попытки народным бунтом, после чего фон-ИИуммерса явилось в крае в качестве карательной экспедиции. Всех, изъявивших желание перейти в православие, гнали сквозь строй и частью совсем убили, частью искалечили и частью отправили в Сибирь, частью отдали в солдаты.

Главная экзекуция происходила в Беверсгофе. С тех пор русская вера считается латышскими крестьянами чем-то предосудительным: ведь за желание перейти в эту веру народ шестьдесят лета тому назад, подвергался позорным наказаниям.

Жестоко обманутый в своих надеждах на русскую веру народ был охвачен другим движениемъ—противоалкогольным движением. Как потом будет видно, основные движущия причины при этом были те же, что и при переходе в православие, а именно, попытки избавиться от чрезмерной барщины. Объявляя полное воздержание от алкогольных напитков, народ надеялся заставить помещиков прекратить изготовление этих напитков.

Второй попыткой освободиться от барщины было противо-алкогольное движение.

История возникновения этого движения следующая. Появившаяся в то время в Германии и Англии идея борьбы с народным пьянством, воодушевила пастора Трея, издателя и редактора первого латышского органа печати „Друг латышского на-