Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 968   >>>

  

Доклад Германа Ассара.

Исторический, очерк противоалкогольного движения у латышей.

и.

В истории латышского противоалкогольного движения резко отделяется период сороковых11 годов прошлого столетия. Он интересен тем, что движение это было массовым и как таковое обнаружило ту тесную связь, которая имеется между пьянством, т. о. потреблением алкогольных напитков, и местными социалыю-политическими и аграрными условиями. Разобраться в этом, столь раннем массовом движении, направленном противи> алкоголя, возможно не иначе, как познакомившись в главных чертах с условиями, из которых сложилась вся жизнь населенного латышами края, т. е. части Лифляндской и всей Кур-ляндской губернии. Необходимо также коснуться истории алкоголя в крае.—Единственный этнографический и исторический источник, который знакомит с жизнью латышей древности,—латышския народные песни, свидетельствуют о том, что древние латыши не знали алкогольных напитков. Песни же, говорящия о пьянстве, упоминают водку и пиво, чем доказывается, что эти песни более поздняго происхождения и относятся уже к тому периоду, когда потомки немецких меченосцев, явившиеся победителями и называвшиеся культуртрегерами, принесли в край и водку и пиво. Первые историческия сведения об употребления алкоголя в крае являются и первыми сведениями о борьбе против алкоголя. Так в хронике Бальтазара Руссова, жившого в первой половине 16 столетия говорится следующее: „Хотя в Ли-вонии всякого хлеба имеется в избытке, однако излишек не вывозится за границу, а перерабатывается в охмеляющие напитки Далее Руссов жалуется на чрезмерное употребление в крае алкогольных напитков, хотя в то время пиво и водка не служили еще предметом купли и продажи, не являлись товаром, а изготовлялись лишь для собственного употребления, но вследствие этого изготовлялись во всех замках, монастырях, даже в крестьянских усадьбах. Когда же алкогольные напитки стали продаваться за деньги и для этой цели устраивались корчмы во всех местах скопления публики, как-то у кирх, мельниц, на перекрестках дорог и т. д., то право продажи алкоголя и содержания питейных заведений дворянство присвоило

— 969 —

исключительно себе, крестьяне же имели право лишь покупать за деньги водку и пиво и тем пополнять карманы дворян. Изготовление пива и водки стало особой при этом первой отраслью сельскохозяйственной промышленности и увеличило тяготы барщины. Вообще в то время считали вредным лишь так называемое чрезмерное употребление алкогольных напитков, сами же напитки считались весьма полезными. Против чрезмерного употребления алкоголя на семейных и прочих праздниках были изданы особые постановления как городскими магистралями для горожан так и помещиками для крестьян. Эти постановления издавались с целью предохранения крестьян и горожан оть полного разорения, но отнюдь не с целью искоренения, пьянства.

Серьезное иротивоалкогольное движение не могло исходить ни от городских магистрам, ни от дворянства, так как интересно отметить, что именно после 1879 года дворянство было заинтересовано в распространении пьянства. Изготовление и продажа нива и водки было гиривилегией дворянства и с целью спаивания народа оно открывало свои корчмы во всех местах скопления народа, прежде всего рядом с кирхамн, у мельниц, на перекрестках дорог и т. д.

Серьезное антиалкогольное движение возникло лишь в 40 годах XIX столетия. Оно приняло столь обширные размеры, что является одним из самых крупных латышских общественных движений. Ознакомление с причинами и исходом этого движения дает нам кроме того ключ к пониманию теперешняго положения латышского иротивоалкогольного движения. Как потом увидим, движение 40 годов объяснимо лишь существовавшими тогда в крае аграрными отношениями. Поэтому приходится вкратце коснуться этих отношений; как известно, в то время крестьяне в Приб. крае считались уже освобожденными от крепостной зависимости. Актом освобождения крестьян считается положение 1819 года. По вот что говорит об этом в своей записке Самарин: с т. и. освобождения крестьян в Приб. крае тяготы барщины стали неограниченными и невыносимыми. При том тяготы барщины значительно усиливались пивоварением и винокурением. К работам полевым присоединились работы на винокуренных и пивоваренных заводах помещика и этим незавидное положение крестьянъ—крепостников ухудшилось еще более. В первой половине XIX столетия именно блогодаря развитию фабрикации алкогольных напитков в имениях края положение крестьян в крае стало самым невыносимым. Это и вызвало не только противо-алкогольное движение сороковых годов, но и движения религиозные, напр. переход латышей в православие и образование сект гернгуте-ров. Весьма картинное описание „иьянной политики*4 Балтийского дворянства находим в записках Яна Страумита, изданных Самарипым на русском языке в сборнике „Окраины России44, а на латышском языке—Рижским Православным Петропавловским братством в 1900 году. Страумит говорит: „Я видел, как плакали батраки, когда отправлялись на винокурение и

62