Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 967   >>>

  

- 967 —

ных напитков, этот истинный кошмар народов. Ужо в самом начале, при составлении плана работ мы поставили себе следующия задачи: 1) собирание материала и статистических сведений, о вызываемых алкоголем болезнях; 2) научное исследование вызываемых алкоголем болезненных осложнений; 3) собирание статистического материала о цели и назначении имеющихся в розничной продаже аптек тинктура 4) составление опросных листков, для собирания статистических сведений о течении болезни, у находящихся в больницах больных с внутренними болезнями, с целью исследовать, как велика в этом отношении разница между больными, употреблявшими алкоголь, и трезвенниками; 5) издание популярных брошюр, в которых разъя-снялись-бы результаты последних научных исследований в этой области.

Эти обширные задачи пока еще большей частью находятся в области пожеланий. Председатель Общества профессор Лайтинен сделался в последние годы известным в Европе, блогодаря своим исследованиям но алкоголю. В ежедневных газетах и в некоторых журналах, Обществом было напечатано о результатах последних медицинских исследований, в области алкогололии.

Наше небольшое Общество, которое насчитывает всего только 25 членов, уже успело принять участие в двух международных антиалкогольных конгрессах. В 1907 году на конгрессе в Стокгольме, был основан международный союз трезвости врачей, который имеет особое центральное правление для издания и нубликования научных исследований в этой области и для других подобных задач. В этом центральном правлении имеется представитель также и от финского Общества трезвости врачей. Таким образом, наше Общество имеет возможность, следить за новейшими течениями во всей Европе, в области как научной, так и практической работы но вопросам трезвости.

Я постарался дать краткий очерк о наших двух организациях, которые отличаются от обыкновенных Обществ трезвости. Без сомнения, оне обе имеют огромное значение у нас, в деле распространения трезвости. Одна из них внушает эту идею молодежи, которая составляет будущность народа, другая— заботится о том, чтобы та основа, на которой зиждется вся систематическая работа Обществ трезвости, была прочная и выдерживала научную критику. Таким образом, эти обе организации но мере своих сил стараются освободить нашу дорогую родину, оть ига спиртных напитков и воспитать новую и трезвую Финляндию.

Доклад Германа Ассара.

Исторический, очерк противоалкогольного движения у латышей.

и.

В истории латышского противоалкогольного движения резко отделяется период сороковых11 годов прошлого столетия. Он интересен тем, что движение это было массовым и как таковое обнаружило ту тесную связь, которая имеется между пьянством, т. о. потреблением алкогольных напитков, и местными социалыю-политическими и аграрными условиями. Разобраться в этом, столь раннем массовом движении, направленном противи> алкоголя, возможно не иначе, как познакомившись в главных чертах с условиями, из которых сложилась вся жизнь населенного латышами края, т. е. части Лифляндской и всей Кур-ляндской губернии. Необходимо также коснуться истории алкоголя в крае.—Единственный этнографический и исторический источник, который знакомит с жизнью латышей древности,—латышския народные песни, свидетельствуют о том, что древние латыши не знали алкогольных напитков. Песни же, говорящия о пьянстве, упоминают водку и пиво, чем доказывается, что эти песни более поздняго происхождения и относятся уже к тому периоду, когда потомки немецких меченосцев, явившиеся победителями и называвшиеся культуртрегерами, принесли в край и водку и пиво. Первые историческия сведения об употребления алкоголя в крае являются и первыми сведениями о борьбе против алкоголя. Так в хронике Бальтазара Руссова, жившого в первой половине 16 столетия говорится следующее: „Хотя в Ли-вонии всякого хлеба имеется в избытке, однако излишек не вывозится за границу, а перерабатывается в охмеляющие напитки Далее Руссов жалуется на чрезмерное употребление в крае алкогольных напитков, хотя в то время пиво и водка не служили еще предметом купли и продажи, не являлись товаром, а изготовлялись лишь для собственного употребления, но вследствие этого изготовлялись во всех замках, монастырях, даже в крестьянских усадьбах. Когда же алкогольные напитки стали продаваться за деньги и для этой цели устраивались корчмы во всех местах скопления публики, как-то у кирх, мельниц, на перекрестках дорог и т. д., то право продажи алкоголя и содержания питейных заведений дворянство присвоило