Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 962   >>>

  

— 962 —

подачи денежной помощи. Впоследствии такое же общественное расположение досталось также и на долю союза трезвости учащейся молодежи. Кроме того, местные общества страхования жизни „Suomi14 и „Каиеѵа* неоднократно выдавали на поощрение деятяльности союза по несколько тысяч марок. Два раза от Правительства было получено пособие, каковое, при содействии сейма, надеялись получать ежегодно для поддержания и поощрения этого важного дела, но определение сейма не было Высо-чайпие утверждено, вследствие чего в настоящее время мы находимся экономически в затруднительном положении. Ограничить деятельность не желательно, но трудно также постоянно прибегать к общественному сочувствию, которому мы обязаны за нынешние успехи.

В конце концов лридется однако прибегать к тому и другому средству.

Скажем в частности еще несколько слов также о деятельности местных отделов союза.

Местные отделы не во всех школах одинаковы. Число членов этих отделов разнообразно; в некоторых число членов не превышает несколько десятков, а в других доходить и до 200. Каждый отдел из среды своих членов-школьни-ков выбирает должностных лиц, которые должны руководить деятельностью известного отдела. Некоторые отделы устраивают собрания еженедельно, другие опять реже в зависимости оть накопления дел. Эти собрания вполне ясно выражают ревностное отношение учащейся молодежи к делу трезвости и важное значение этих местных обществ. Ученики готовят к этим собраниям различные рефераты на вопросы, не только касающиеся дела трезвости, но и близко стоящие к ним. Из тем таких рефератов упомянем например: о вреде алкогольных напитков для юношества, о необходимости обществ трезвости для юношества, о значении дела трезвости, о вредном влиянии алкогольных напитков на душевные качества человека, о вредном влиянии их на кровообращение и пищеварение человека и т. и. Иные ученики предлагают на собраниях различные вопросы для собесе-дованиЯ; которые дают повод к оживленным прениям. Из таких вопросов укажем например: каким образом более всего можете развиться дело трезвости среди учащейся молодежи, каким образом учащийся можете содействовать делу трезвости вне школы, почему является важным примыкание молодежи к делу трезвости, о курении табаку и т. под. Кроме этого в программу входите произношение стихотворений, пение, рассказы, собеседования и т. п.; в других обществах печатаются ири помощи ручной типографии все журналы, которые читаются на собраниях для увеселения молодежи. Прибавив к этому еще другия полезные развлечения и игры, которыми они занимаются во время собраний, мы можем вполне понять, что учащаяся молодежь имеете возможность провести свободное время приятно и с пользой для себя.

— 963 —

Пьянство больше, чем мы можем себе представить, развивается уже с школьного возраста со всеми его дурными последствиями и губит многих подающих надежду молодых людей, направляя их на дорогу гибели. Бездействие всегда ведет к бедствиям. Так может случиться и со многими учащимися. Правда они заняты школьными работами, но они много имеют и свободного времени. Для такого свободного времени они требуют чего либо другого.

Чего-же лучше, как принять участие в деле трезвости. Из программы деятельности местных обществ мы видели, что работа их имеете общеобразовательное и облогораживающее значение для юношества. Молодые люди уже с школьного возраста начинают понимать гибельные последствия пьянства, ознакомляются с делом трезвости, не только практически, но и теоретически. Кроме того самостоятельно обучаются выступать с речью, произносить стихотворения, вести собесеювания и прения.

Это еще не все, что влияет на развитие юношества в таком направлении. Следуете упомянуть еще так называемые экзамены трезвости, которые в последние годы усердно производились в различных учебных заведениях. Эти экзамены письменные, которые продолжаются по несколько часов. Ученики самостоятельно пишут ответы на присланные центральным правлением вопросы. Вопросы помещены в учебнике, который ученики должны усвоить, чтобы быть в состоянии с успехом принять участие в письменной работе. Написанные ответы рассматриваете особая комиссия, одобряя или не одобряя их. Ученики, выдержавшие таковой экзамен, получают свидетельство, напоминающее но своему виду диплом, которое служить им в последующей их жизни самым приятным воспоминанием. Желание получить таковое свидетельство побуждает многих к сдаче этого экзамена. В настоящее время уже по несколько соте человек выдерживает его.

Из всей этой организованной деятельности явствует, что она развиваете и развлекает молодежь. Дух молодежи легко возбудим разными новыми идеями и стремлениями; но он также легко можете стать безжизненным, бездельным, во избежание чего продолжительная деятельность на блого трезвости в учебных заведениях является столь важной. Ученики, принимавшие уже с ранняго возраста участие в деле трезвости, по немногу сами собой усвоивали также теоретическия познания и выдерживали, между прочем, экзамены трезвости. В доказательство чего участникам выдается свидетельство, похожее на диплом, как вы сами можете увидеть на выставке.

Здесь также можно применить пословицу, „что в молодости усвоил, того в старости не забудешь". Из таких учеников, но поступлении их в университет, выходят самые ревностные и деятельные члены общества трезвости студентов, которое также является отделом союза трезвости учащейся молодежи. Число