Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 956   >>>

  

— 956 —

кое явление, и потому мы должны немедленно ходатайствовать о безусловном запрещении открытия в селениях пивных и трактиров, и если этого не будет сделано сейчас, то скоро не достанет помещения в тюрьмах для молодого поколения деревни и придется государству истратить в десять раз больше средств на тюрьмы, чем оно получает с пивных и трактиров.

Уничтожение пивных и трактиров в деревне одна из положительных мер для борьбы с пьянством, что видно, из одного примера: Прихожане с. Нижний-Услон, Свияжского уезда, Казанской губ., отличавшиеся буйством, преступностию, когда были там пивные и трактиры, и житья мирному населению не было; но как только, после многих хлопот, были закрыты пивные и трактиры, наступила полная тишина, пьянство прекратилось и о преступлениях скоро забыли. Силуанов сообщает, что в Туркестане краж и пьянства нет, население блогодушествует, так как военное ведомство не допускает открытия кабаков в селениях.

В Семиреченской области до 1897 года, пока не было кабаков, крестьяне жили богато, и как только область перешла в другое управление в 1899 году, открылись кабаки и население превратилось в нищих.

Затем, народное образование надо поставить так, как желает народ, а не интеллигенция, чтобы школа облогораживала, чтобы школа готовила детей родителям на утешение церкви и отечеству на пользу, а не бродяг к хулиганов, одержимых самомнением, переходящим всякие границы, и издевающихся над своими отцами.

Старая школа более удовлетворяла требованиям народа: она боролась с пьянством.

Новая же, не удовлетворяя разумному требованию народа, ироповедывала пьянство. Старая укореняла уважение к старшим, стояла на религиозной основе. Новая вытравляла дух патриотизма, вселяла неверие и самомнение в учениках.

Пьяницы царства Божия не наследуют, не упивайтеся вином, потому что в нем разврата, почитайте старших и долго проживете на земле, читал ученик старой школы.

„Выпьем добрая старушка, выпьем с горя, где же кружка? сердцу будет веселейи,— заучивали наизусть ученики современной школы, а на объяснительном чтении учитель объясняет ученикам, что бочка с вином полезнее, чем пустая, и распространяется о пользе вина. В задачниках только и решают задачи о винах разного сорта или сыну крестьянина в школе объясняют, что „у мужика борода в ворота, а ум в прикалиток44, что „грамотный только умный, а не грамотный дурак44, и „два не грамотных не стоят одного грамотного44. Но мы видим, что чем человек больше обучен, тем гаже и не уловимее его преступления, тем дальше он от истинного образования.

Если возможно отрезвить новое поколение, то только при

— 957 —

помощи начальной школы, где на объяснительном чтении должно выясняться детям, что вино яд, что вино приносить только вред телу человека и губить человека, что цель жизни человека познать все окружающее и стремиться к совершенствованию.

Если это будет проведено в жизнь чрез духовную школу трезвым, но не пьяным учителем, то пьянству будете положен конец и Русь будете спасена.

В начале своего сообщения я сказал о ночлежных приютах: они наполнены наследственными алкоголиками из интеллигенции, учителями несчастных случайных ночлежников, пришедших из деревень для ириискания работы. Ночлежники-пьяницы интеллигенты, люди ненормальные, убеждают других ночлежников, что их обязаны кормить имущие, потому что они имеют. Они предъявляют свои нрава, но не хотят себя ничем обязывать, они считают себя обиженными кем-то, все по их мнению виноваты в том, что они ничего не имеют, а они, не желая ничего делать, нравы во всем. Пришлые из деревни, пробыв в ночлежном год, проходят весь курс ночлежпого учения, уподобляются этим ненормальным людям, делаются бродягами, преступниками, пьяницами, недовольными жизнью, озлобленными против имущих, получают отвращение к честному труду. И потому, чтобы прекратить это спаивание пришедших из деревень и калечено их, необходимо немедленно устроить вдали от городов принудительные больницы для алкоголиков и работные дома, куда высылать всех, неимеющих определенных занятий из больших городов и поставить дело так, чтобы они были в состоянии содержать эти больницы и работные дома своим трудом, а над ночлежными домами в городах устроить строгий контроль, чтобы неимеющие определенных занятий, в них не проживали, или отправлялись на родину, а если этого не пожелают, то должны быть отправляемъ! в принудительные работные дома, которые и должны быть устроены на средства попечительства о народной трезвости. Я более 16 лет наблюдаю за жизнью ночлежных приютов и убедился, что большинство ночлежников пьяницы и большинство сделались таковыми под влиянием учителей ночлежников. Некоторые из них пьют ежедневно, как говорят, умеренно, т. е. не больше того, чтобы удержаться на ногах и считают необходимым выпить с устатку. Другие все, что остается от заработка, пропивают, оставляя на ночлег 2—3 копейки и, наконец, третьи работают неделю, скапливают значительную часть денег, долго воздерживаются, и, соблазнившись раз, пропивают все скопленное в несколько дней или, напившись до безчувствия и обобранные до чиста товарищами по ночлегу, выпрашивают милостыню и опять принимаются за работу.

Дети, просящие милостыню но улицам, в большинстве дети пьяниц, делаются также пьяницами потому, что унаследовали этот норок от родителей, как сказал еще Плутарх: пьяницы рождают пьяниц.