Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 954   >>>

  

— 954 —

не поднятием, так называемого, образования и улучшения условий жизни, а беседами и убеждением во вреде бина в школе, в церкви, на народных чтениях, возвышением акциза на вино и все охмеляющие напитки, карательными мерами за появление на улице видимо пьяного, преследованием за спаивание молодых людей, как за совращение и принудительным помещением пьяниц, не желающих лечиться, в лечебницы и в работные дома.

Последния меры для борьбы с пьянством являются положительными.

Проповедывать трезвость могут безусловно трезвые люди, и только их слово будет иметь значение.

Дайте приходу разумного трезвого священника, он сделаете трезвым весь приход. У трезвого учителя будут трезвые ученики, у трезвого хозяина—трезвые работники

Для борьбы с пьянством нужно признать, что пьянство порок, употребление вина-яда преступно, что пьянство должно быть караемо, пьяница не может быть терпим на службе государственной и общественной. Не можете быть священником и учителем человек пьющий. И верно говорят американцы: „кто пьет, тот не работникъ“.

Теперь пьет русский, пьет татарин, недавно начавшийся увеселяться и развлекаться, даже сами татары устраивают театральные представления и посещают увеселительные заведения по секрету от единоверцев. Все нить начали; но мы, русские, пьем больше всех, особенно за последнее время, потому что русских везде оттесняют, все их стараются уклонить от истинно-русского исконного пути, все отнимают у них, потом и кровью добытый, кусок из рта и суют им камень и водку. Русский народ — хозяин земли требует и требовал оставить его в покое, прекратить над ним опыты и подлую опеку, но его все, лезущие в просветители, считают глупым и не понимающим своей пользы и, вместо требуемого им по праву человека, ему дают насильно то, что нужно развращенной интеллигенции, в большинстве не знающей ни жизни народной, ни духа народного, не умеющей отличать добра от зла. Народ не хочет пить и требуете удалить от его детей кабаки, молите об этом, но требования его не исполняются, и по деревням к кабакам прибавляют трактиры, пивные с грамофонами и силой совращают детей народа, спаивают их. Народ сам сумеет отрезвиться, и просит блогоразумная часть его закрыть кабаки, пивные и трактиры, чтобы не соблазнять молодых людей. А между тем приговоры народа о закрытии питейных заведений не утверждаются, потому что тогда появятся будто шинки, которые в действительности существуют больше там, где больше питейных заведений, а не там, где их нет. Вместо того, чтобы исполнить разумное требование народа, что вы ему предлагаете? Заменить водку пивом, ведущим к ожирению сердца или подрывающим нервную систему чаем в припуску сахара, и всякий,

— 955 —

наблюдавший жизнь народную 30 лет, может убедиться, что с увеличением потребления в народе чая ростет пьянство.

Непросвещенному народу истинным просвещением, вы предлагаете разумные развлечения: танцы, спектакли, театры, игры, но знаете ли вы, что русский народ это веселье считает грехом, веселье неигрисуще его натуре, веселиться русский человек можете только тогда, кога он пьян. И неужели вы не видите того сами, что где веселье, там кроме пьянства разврат, и увеселяющиеея никогда не бывают трезвыми людьми. Знаний нужных, требуемых народом, просвещения истинного в жизни не дают народные школы; оне дают недовольство жизнью, поселяют отвращение к родной деревне, к семье и содействуют к побегу из деревни для искания лучшого. Богатства земли русской лежат под ногами русского народа, и он, не имея нужных знаний, не умея их добыть, топчете их, или бежит от них, отыскивая их в стране чужой.

Неправильно иостановленныл школы, законы, вводимые в народ интеллигентными опекунами (в роде негодных членов Государственной Думы, желающих ввести законы условного допущения, досрочного освобождения и уничтожения исконно-русского волостного суда) развратили до мозга костей молодое поколение, подорвали авторитет родительской власти, подорвали веру в молодом поколении и родители, имевшие раньше сдерживающее значение, потеряв власть, ничего сделать с детьми не могут. Прежде родители наказывали детей за пороки, а теперь пьяные дети бьют родителей за добрые советы и гонять из дома на хлеб мира. Нот ваша гуманность, вот результаты вашего вторжения в семейную жизнь народа. Разлад в семье гоните молодое поколение в города, и оно находит там ночлежные приюты, пьянство, разврат и болезни, которые несет в родную деревню для ея окончательного разорения, если только, к счастью деревни, не подохнете от разных болезней в городе.

Я—учитель старого времени, я знаю разумные требования народа, я старался удовлетворить его разумные требования, будучи в молодости учителем; но не удовлетворяете современная школа требований русского народа, так как, вместо истинного образования, начальные школы обучали и обучают тому, как возненавидеть родную семью, свой родную деревню и как бежать в город, чтобы быть Ломоносовым, или искать богатства. И бежит Русь, обученная в деревне, в город, пустеете деревня и наполняются ночлежные приюты больших городов, и если возвращаются из города в деревни на хлеб мира этапным порядком, то исключительно больные, неся в деревню разврать, пьянство, преступность и болезни, а радетели о благе народном открывают в деревнях трактиры, пивные, которые приносят больший вред, чем кабаки, и открытие в деревнях пивных и трактиров есть преступление.

Пивные вносить преступность в население: грабежи и убийства увеличиваются, кражи у соседей и из домов родителей не ред-

*