Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 955   >>>

  

— 955 —

наблюдавший жизнь народную 30 лет, может убедиться, что с увеличением потребления в народе чая ростет пьянство.

Непросвещенному народу истинным просвещением, вы предлагаете разумные развлечения: танцы, спектакли, театры, игры, но знаете ли вы, что русский народ это веселье считает грехом, веселье неигрисуще его натуре, веселиться русский человек можете только тогда, кога он пьян. И неужели вы не видите того сами, что где веселье, там кроме пьянства разврат, и увеселяющиеея никогда не бывают трезвыми людьми. Знаний нужных, требуемых народом, просвещения истинного в жизни не дают народные школы; оне дают недовольство жизнью, поселяют отвращение к родной деревне, к семье и содействуют к побегу из деревни для искания лучшого. Богатства земли русской лежат под ногами русского народа, и он, не имея нужных знаний, не умея их добыть, топчете их, или бежит от них, отыскивая их в стране чужой.

Неправильно иостановленныл школы, законы, вводимые в народ интеллигентными опекунами (в роде негодных членов Государственной Думы, желающих ввести законы условного допущения, досрочного освобождения и уничтожения исконно-русского волостного суда) развратили до мозга костей молодое поколение, подорвали авторитет родительской власти, подорвали веру в молодом поколении и родители, имевшие раньше сдерживающее значение, потеряв власть, ничего сделать с детьми не могут. Прежде родители наказывали детей за пороки, а теперь пьяные дети бьют родителей за добрые советы и гонять из дома на хлеб мира. Нот ваша гуманность, вот результаты вашего вторжения в семейную жизнь народа. Разлад в семье гоните молодое поколение в города, и оно находит там ночлежные приюты, пьянство, разврат и болезни, которые несет в родную деревню для ея окончательного разорения, если только, к счастью деревни, не подохнете от разных болезней в городе.

Я—учитель старого времени, я знаю разумные требования народа, я старался удовлетворить его разумные требования, будучи в молодости учителем; но не удовлетворяете современная школа требований русского народа, так как, вместо истинного образования, начальные школы обучали и обучают тому, как возненавидеть родную семью, свой родную деревню и как бежать в город, чтобы быть Ломоносовым, или искать богатства. И бежит Русь, обученная в деревне, в город, пустеете деревня и наполняются ночлежные приюты больших городов, и если возвращаются из города в деревни на хлеб мира этапным порядком, то исключительно больные, неся в деревню разврать, пьянство, преступность и болезни, а радетели о благе народном открывают в деревнях трактиры, пивные, которые приносят больший вред, чем кабаки, и открытие в деревнях пивных и трактиров есть преступление.

Пивные вносить преступность в население: грабежи и убийства увеличиваются, кражи у соседей и из домов родителей не ред-

*

— 956 —

кое явление, и потому мы должны немедленно ходатайствовать о безусловном запрещении открытия в селениях пивных и трактиров, и если этого не будет сделано сейчас, то скоро не достанет помещения в тюрьмах для молодого поколения деревни и придется государству истратить в десять раз больше средств на тюрьмы, чем оно получает с пивных и трактиров.

Уничтожение пивных и трактиров в деревне одна из положительных мер для борьбы с пьянством, что видно, из одного примера: Прихожане с. Нижний-Услон, Свияжского уезда, Казанской губ., отличавшиеся буйством, преступностию, когда были там пивные и трактиры, и житья мирному населению не было; но как только, после многих хлопот, были закрыты пивные и трактиры, наступила полная тишина, пьянство прекратилось и о преступлениях скоро забыли. Силуанов сообщает, что в Туркестане краж и пьянства нет, население блогодушествует, так как военное ведомство не допускает открытия кабаков в селениях.

В Семиреченской области до 1897 года, пока не было кабаков, крестьяне жили богато, и как только область перешла в другое управление в 1899 году, открылись кабаки и население превратилось в нищих.

Затем, народное образование надо поставить так, как желает народ, а не интеллигенция, чтобы школа облогораживала, чтобы школа готовила детей родителям на утешение церкви и отечеству на пользу, а не бродяг к хулиганов, одержимых самомнением, переходящим всякие границы, и издевающихся над своими отцами.

Старая школа более удовлетворяла требованиям народа: она боролась с пьянством.

Новая же, не удовлетворяя разумному требованию народа, ироповедывала пьянство. Старая укореняла уважение к старшим, стояла на религиозной основе. Новая вытравляла дух патриотизма, вселяла неверие и самомнение в учениках.

Пьяницы царства Божия не наследуют, не упивайтеся вином, потому что в нем разврата, почитайте старших и долго проживете на земле, читал ученик старой школы.

„Выпьем добрая старушка, выпьем с горя, где же кружка? сердцу будет веселейи,— заучивали наизусть ученики современной школы, а на объяснительном чтении учитель объясняет ученикам, что бочка с вином полезнее, чем пустая, и распространяется о пользе вина. В задачниках только и решают задачи о винах разного сорта или сыну крестьянина в школе объясняют, что „у мужика борода в ворота, а ум в прикалиток44, что „грамотный только умный, а не грамотный дурак44, и „два не грамотных не стоят одного грамотного44. Но мы видим, что чем человек больше обучен, тем гаже и не уловимее его преступления, тем дальше он от истинного образования.

Если возможно отрезвить новое поколение, то только при