Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 953   >>>

  

- 958 —

родным пьянством, которое только еще насаждается, так называемой, интеллигенцией.

Ведь только малым детям неизвестна истина, что вся жизнь человеческая строится на подражании выше стоящему, что только малоумный будет мести лестницу с низу, а не с верху. Пьет отецъ—пьют дети, пьет начальник — пьют подчиненные, что делают выше стоящие, тоже стараются делать и ниже стоящие, а потому борьба с пьянством должна быть начата сверху. Обезпеченные пьяницы проповедуют пьянство и словом и делом, и они то наполняют ночлежные приюты и различного рода вертепы своими детьми, которые являются учителями пьянства для простого русского народа, приходящого в города для заработка.

Надо убедить состоятельных людей, называющих себя интеллигентами, что они своим примером губят своих детей, свой прислугу и русский народ, подражающий выше стоящим. Войдите в Пасху, Рождество, именины, юбилеи, крестины и даже похороны в дом чиновника, священника, профессора, врача, генерала, купца и вообще состоятельного человека, и вы везде увидите батареи бутылок всех сортов и даже у людей непьющих, так как принято в эти дни уставлять столы винами, угощать приходящих, и им нельзя обойтись без вина; им стараются подражать менее состоятельные, и пьянство входить в обычай. Истина, ведь, то, что интеллигенция споила народ русский, будучи пьяна сама сплошь.

Кто вознаграждает трезвый русский народ за усердные труды чуть ли не насильно водкой, кто дает водку и на водку за услугу простому народу? Пьяная ителлигенция, сама не могущая жить без водки. На водку получаете рабочий, на водку ямщик, на водку получают все, кто оказываете услугу состоятельному, всех спаивают состоятельный чиновник, именитый купец, все спаивают русский народ, у кого водка необходимая потребность в доме, как хлеб и соль.

.Пример, достойный подражания, дайте, господа, народу и народ русский, еще в корень не изгаженный, не будете проливаться, как он проливается на фабриках и заводах, подражая своим хозяевам и начальникам. Я Сам заведую учреждением, где 150 человек рабочих, и не вижу в среде их пьянства потому, что не пью сам, не угощаю других, нить запрещаю и случаи выливания среди моих рабочих редки, единичны и является истиной, что пьющий рабочий вносит недовольство и работаете менее трезвых, а где хозяин сам пьете и угощает, там рабочие пьянствуют до продажи своей последней одежды.

Вам известно, что не редко парень, поступающий на военную службу трезвым, возвращается в деревню пьяницей солдатом, а также после обучения в мастерских города, после работ на фабрикахъ—пьяницей и преступником только потому, что дозволено пить и пьют другие и заставляют пить новичка. Бороться с пьянством нужно не устройством увеселений и развлечений

61

— 954 —

не поднятием, так называемого, образования и улучшения условий жизни, а беседами и убеждением во вреде бина в школе, в церкви, на народных чтениях, возвышением акциза на вино и все охмеляющие напитки, карательными мерами за появление на улице видимо пьяного, преследованием за спаивание молодых людей, как за совращение и принудительным помещением пьяниц, не желающих лечиться, в лечебницы и в работные дома.

Последния меры для борьбы с пьянством являются положительными.

Проповедывать трезвость могут безусловно трезвые люди, и только их слово будет иметь значение.

Дайте приходу разумного трезвого священника, он сделаете трезвым весь приход. У трезвого учителя будут трезвые ученики, у трезвого хозяина—трезвые работники

Для борьбы с пьянством нужно признать, что пьянство порок, употребление вина-яда преступно, что пьянство должно быть караемо, пьяница не может быть терпим на службе государственной и общественной. Не можете быть священником и учителем человек пьющий. И верно говорят американцы: „кто пьет, тот не работникъ“.

Теперь пьет русский, пьет татарин, недавно начавшийся увеселяться и развлекаться, даже сами татары устраивают театральные представления и посещают увеселительные заведения по секрету от единоверцев. Все нить начали; но мы, русские, пьем больше всех, особенно за последнее время, потому что русских везде оттесняют, все их стараются уклонить от истинно-русского исконного пути, все отнимают у них, потом и кровью добытый, кусок из рта и суют им камень и водку. Русский народ — хозяин земли требует и требовал оставить его в покое, прекратить над ним опыты и подлую опеку, но его все, лезущие в просветители, считают глупым и не понимающим своей пользы и, вместо требуемого им по праву человека, ему дают насильно то, что нужно развращенной интеллигенции, в большинстве не знающей ни жизни народной, ни духа народного, не умеющей отличать добра от зла. Народ не хочет пить и требуете удалить от его детей кабаки, молите об этом, но требования его не исполняются, и по деревням к кабакам прибавляют трактиры, пивные с грамофонами и силой совращают детей народа, спаивают их. Народ сам сумеет отрезвиться, и просит блогоразумная часть его закрыть кабаки, пивные и трактиры, чтобы не соблазнять молодых людей. А между тем приговоры народа о закрытии питейных заведений не утверждаются, потому что тогда появятся будто шинки, которые в действительности существуют больше там, где больше питейных заведений, а не там, где их нет. Вместо того, чтобы исполнить разумное требование народа, что вы ему предлагаете? Заменить водку пивом, ведущим к ожирению сердца или подрывающим нервную систему чаем в припуску сахара, и всякий,