Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 939   >>>

  

Доклад д-ра А. В. Марковникова.

Образование государственного Фонда для борьбы с пьянством взамен установленных ассигновок существующим попечительствам о народной трезвости.

В Государственный Совета было внесено предложение уничтожить созданные при введении винной монополии Попечительства о народной трезвости вследствие неудовлетворительности их деятельности, передать их имущество земствам и городам и вычеркнуть из бюджета 4 миллиона, ассигнуемъ^ ежегодно на попечительства; предложение это сначала встретило большое сочувствие, было передано в комиссию, но внесенное опять в заседание Государственного Совета, после рассмотрения комиссией, было отклонено; взамен этого обрисовалось два течения но этому вопросу: одно за реорганизацию Попечительств с оставлением в их руках дела борьбы с пьянством на государственные средства, другое—за передачу этого дела вместе с ассигнуе-мыми на это средствами земствам и городам.

Доказывать нерациональность борьбы с алкоголизмом ири той организации и ведении этого дела, которая создана у нас положением о Попечительствах о народной трезвости, теперь не стоит; это является общепризнанным фактом и отстаивать старую постановку дела могут только лица, заинтересованные сохранением настоящого положения по мотивам, ничего общого не имеющим с борьбой против пьянства.

Что касается предположений о реорганизации Попечительств, каковой проект, невидимому, имеет наиболее шансов на осуществление, то при настоящих условиях вряд-ли можно рассчитывать на какия-либо коренные изменения и на то, чтобы им дана была организация действительно жизненная и обезпечивающая наибольшую продуктивность их деятельности; скорее можно ожидать, что это будет из числа реформ в роде переименования Министерства в Главное Управление или обратно с переименованием главных должностных лиц в них; но даже если-бы была произведена действительно рациональная реорганизация Попечительств, то все-таки реорганизация их но одному шаблону для всей России вряд-ли всюду будете удовлетворять но разнообразию местных условий: в одном месте наибольший успех может дать одна постановка, в другом месте другая.

Другое течение, направленное к передаче имущества и де-

*

— 940 —

ножных средств всех Попечительств о народной трезвости городам и земствам,—мера более рациональная, но и тут следует принять во внимание, что не все города и земства могут пожелать взяться за это и нельзя такую обязанность навязывать насильно, да и пожелавшие взяться за это города и земства не везде окажутся на высоте этой задачи. В некоторых местах могут найтись и Попечительства (особенно если они будут все-таки реорганизованы в направлении усиления общественных элементов), которые поведут, может быть, дело, лучше чем данное местное городское или земское самоуправление. Наконец, у нас есть и другия общественные организации, как сельския общества или частные общества, ведущия борьбу с алкоголизмом, и многия из них, получив достаточные средства, может быть, превзошли бы своей энергией, рациональностью и широтой постановки дела борьбы с пьянством, как местные самоуправления, так и Попечительства. Поэтому, мне кажется, самое правильное было-бы не отдавать никаких преимуществ ни тем, ни другим из указанных учреждений и не создавать монополии в деле борьбы с пьянством, а субсидировать из государственных средств те из местных Попечительств о народной трезвости, городских, земских, а также сельских самоуправлений и частных обществ, которые пожелают взяться за это дело и представят наиболее широкие и рациональные проекты своей деятельности и в то же время наиболее совершенные в финансовом отношении, т. е., чтобы с наименьшей затратой средств могло быть достигнуто наибольшее; нужно, чтобы все эти учреждения были поставлены в равные условия конкуренции для получения субсидии на развитие их деятельности по борьбе с пьянством; здесь, как и везде свободная конкуренция выдвинет вперед наиболее дельные и энергичные организации; им будете выдаваться субсидия, а менее деятельные должны будут или вести дело на свои собственные средства, или закрываться.

Таким образом, без всякой ломки создастся самой жизнью наиболее совершенная организация.

Для осуществления такого плана необходимо в законодательном порядке установить, чтобы те 4 миллиона рублей, которые до сих нор в бюджете ассигновывались прямо в распоряжение Попечительств о народной трезвости, шли бы в особо образованный государственный фонд для борьбы с пьянством; вместе с этим Попечительства должны быть реорганизованы в смысле усиления общественного элемента, а затем пускай они конкурируют в получении субсидий на равных основаниях с другими указанными организациями.

При Министерстве Финансов должен быть организован особый Комитет по борьбе с пьянством для рассмотрения ходатайств о субсидии из этого фонда, причем в состав Комитета должны входить но несколько представителей из бюджетных комиссий Государственной Думы и Государственного Совета. Все субсидии из фонда по борьбе с алкоголизмом должны