Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 940   >>>

  

— 940 —

ножных средств всех Попечительств о народной трезвости городам и земствам,—мера более рациональная, но и тут следует принять во внимание, что не все города и земства могут пожелать взяться за это и нельзя такую обязанность навязывать насильно, да и пожелавшие взяться за это города и земства не везде окажутся на высоте этой задачи. В некоторых местах могут найтись и Попечительства (особенно если они будут все-таки реорганизованы в направлении усиления общественных элементов), которые поведут, может быть, дело, лучше чем данное местное городское или земское самоуправление. Наконец, у нас есть и другия общественные организации, как сельския общества или частные общества, ведущия борьбу с алкоголизмом, и многия из них, получив достаточные средства, может быть, превзошли бы своей энергией, рациональностью и широтой постановки дела борьбы с пьянством, как местные самоуправления, так и Попечительства. Поэтому, мне кажется, самое правильное было-бы не отдавать никаких преимуществ ни тем, ни другим из указанных учреждений и не создавать монополии в деле борьбы с пьянством, а субсидировать из государственных средств те из местных Попечительств о народной трезвости, городских, земских, а также сельских самоуправлений и частных обществ, которые пожелают взяться за это дело и представят наиболее широкие и рациональные проекты своей деятельности и в то же время наиболее совершенные в финансовом отношении, т. е., чтобы с наименьшей затратой средств могло быть достигнуто наибольшее; нужно, чтобы все эти учреждения были поставлены в равные условия конкуренции для получения субсидии на развитие их деятельности по борьбе с пьянством; здесь, как и везде свободная конкуренция выдвинет вперед наиболее дельные и энергичные организации; им будете выдаваться субсидия, а менее деятельные должны будут или вести дело на свои собственные средства, или закрываться.

Таким образом, без всякой ломки создастся самой жизнью наиболее совершенная организация.

Для осуществления такого плана необходимо в законодательном порядке установить, чтобы те 4 миллиона рублей, которые до сих нор в бюджете ассигновывались прямо в распоряжение Попечительств о народной трезвости, шли бы в особо образованный государственный фонд для борьбы с пьянством; вместе с этим Попечительства должны быть реорганизованы в смысле усиления общественного элемента, а затем пускай они конкурируют в получении субсидий на равных основаниях с другими указанными организациями.

При Министерстве Финансов должен быть организован особый Комитет по борьбе с пьянством для рассмотрения ходатайств о субсидии из этого фонда, причем в состав Комитета должны входить но несколько представителей из бюджетных комиссий Государственной Думы и Государственного Совета. Все субсидии из фонда по борьбе с алкоголизмом должны

— 941 —

включаться в смету государственных расходов для утверждения их законодательными учреждениями, а присутствие представителей бюджетных комиссий этих учреждений в Комитете но борьбе с пьянством поможет Государственной Думе и Государственному Совету разобраться в правильности назначений субсидий тем именно, а не иным из конкурировавших организаций.

Таким образом ходатайства о субсидии на борьбу с алкоголизмом от указанных выше организаций вместе с подробными проектами и сметами предполагаемых ими предприятий поступали бы в Комитет при Министерстве, а затем заслуживающия удовлетворения ходатайства о субсидии в общей сложности на сумму около 4 милл. рублей вносились бы в смету расходов с заключениями этого Комитета. Для того, чтобы Комитет мог судить о деловитости каждого из субсидируемых учреждений, а также и за тем, чтобы выдаваемые субсидии шли, действительно, на дело борьбы с пьянством и не было злоупотреблений, о чем трудно судить но одним письменным отчетам, необходимо будет учредить за счет того же фонда должности раионных инспекторов, на обязанности которых было бы не руководить, а лишь знакомиться с деловитостью каждой из субсидируемых организаций, устанавливать у них правильную финансовую отчетность, фактически контролировать ее, а также привлекать к борьбе с пьянством общественные организации в тех местах, где ничего не делается в этом направлении.

Представляемые ежегодно Комитету по борьбе с пьянством отчеты этих инспекторов о степени деловитости субсидируемых организаций, экономичности и правильности в расходовании ими субсидий, а также отзывы о практической и финансовой деловитости других организаций, возбуждающих ходатайства о субсидии из Государственного фонда но борьбе с пьянством, помогут Комитету разобраться, какая из организаций и в каком размере должна получить субсидию; несомненно, что особое внимание ири этом будут обращать на себя те из организаций, которые развивают свой деятельность не за счет только получаемой субсидии, а умеют привлекать на это дело и другия средства; если, наир., в этом году субсидируемая организация содержала какой-нибудь народный дом, библиотеку и т. п. на субсидию в 3 тыс. рублей, а является другая организация, которая предлагает делать то-же самое на субсидию в 2 тыс. рублей, блогодаря более умелой и экономной постановке дела или по тому, что предполагает затратить на это свой 1 тыс. рублей, то дело будете передано этой второй организации.

Уничтожение существующей монополии в получении субсидии на борьбу с пьянством и создаваемая моим проектом свободная конкуренция постепенно передадут все дело в руки наиболее энергичных и практичных организаций и привлекут на дело борьбы с пьянством не мало средств и из других ис-