Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 935   >>>

  

Доклад сепии,. Алексея Кулясова.

С величайшей радостью я прочитал в As 34 „Известий но Казанской епархииза 1909 год приглашение Комитета и с удовольствием сообщаю о том тернистом пути, но которому пришлось идти в борьбе с пьянством, надеясь, что быть можете мое немудрое сообщение о пережитом, сделаете маленький штрих в той грандиозной картине, которую Комитет имеете нарисовать пред участниками Съезда и всей мыслящей Россией.

Тотчас по приезде в приход сельца Ивановского, при составлении его историко-статистического описания выяснилось, что это сравнительно древнее сельцо, основанное в XVI столетии,— подобно соседней деревне Белой, названной „Бело-безводной‘* за то, что население не „велось*4,—до последняго времени почти не увеличивалось в своих размерах, невидимому, из-за алкоголизма и сифилиса, несмотря на то, что в него неоднократно переселялись из разных местностей губернии русские и татары, и даже теперь в нем всего только 98 дворов. Равно выяснилось, что главная причина обнищания населения и его какой-то ограниченности является наследственное пьянство. Поэтому, пришлось, с самого начала обратить серьезное внимание на эту причину вырождения и обнищания прихода. Но, так как, средств не было на устройство чтений, бесед и библиотечки, то для получения денежных пособий из попечительства о народной трезвости в первый же год своего служения был открыт 19 января 1902 года Отдел Казанского Общества трезвости, несмотря на то, что в Казанской губернии как-то предубежденно и насмешливо относятся к „трезвому Обществу “ и считают открытие отделов „пустой затеей4- должно быть из-за недостаточно осмотрительного приема нетрезвых членов, скомпрометировавших дело борьбы с пьянством в глазах населения, смотрящого на выпивки как на что-то должное; да и во всех классах господствовавший взгляд был такой, что „пьян, да уменъ—два угодья в нем44, „пей, молодец, ты ведь не девица4*!... Да вообще идеализация и превознесение в товарищеских песнях, литературе и обществе разудалого и безшабашного пьянства, создало на него господствующий взгляд, как на признак широкой русской натуры; у крестьян же предадут остракизму того „скрягу44, который не угостит всех до упаду. Несмотря на такой взгляд, укореняется в течение целого тысячелетия, мои прихожане 8 апреля 1907 года составили приговор. Один из противников составления приговора в мирской караулке сделал мне отповедь,

- 936 -

напечатанную в заметке „Великая задача пасторства *' (№ 45 „Известий*4 за 1907 г.). Для того, чтобы не было основании к подобным отповедям покойный архиепископ Днмнтрий (Самбикин) сделал предложение духовенству, положенное ви> основу доклада Предсъездной Коммиссии, принятого целиком 20 августа Казанским епархиальным съездом духовенства. Но мне, как автору и защитнику на епархиальном съезде означенного доклада, кажется, первому же пришлось убедиться во время престольного праздника в с. Ивановском и с. Ключах (26—2S сентября), что одних идейных, пастырско-воспитательных мер еще недостаточно, потому что нет в нашем распоряжении средств для ограждения прихожан оть тлетворного развраицающогося влияния разного сброда: бездомовых бобылей и отпетых босяков-хулиганов. Так в с. Ивановском, в день престольного праздника 26 сентября расскандалился какой-то Вятский иарень-работ-ник, подговаривая местных подгулявших парней, избить останавливавших его ночных караульщиков; на второй день дебоширил так называемый „беганъ“ рабочий с порохового завода и наконец, на третий день 28 сентября около хоровода начали бить парня из соседней деревни возвратившийся из военной службы с Дачиьняго Востока солдат-бездомовый и такой-же бобыль-иа-рень-работник. Такие подонки и прежде скандалили, но были разные условия. Прежде на них никто не обращал внимания, а теперь их все боятся: каждому он готов ножом распороть живот, поджечь клади хлеба, амбар и все село. Кроме этого за последние пять лет у всех кгГк-то притупились нервы, и все стали страшно падки на сильные ощущения и чрезвычайные зрелища. Например, на Казанской международной выставке ни что так не привлекало публику, как борьба идиотов-,,чампионовъ*4, и без сомнения современное одичание дало-бы еще более зрителей на бокс и бой быков и разные кровавые представления. Этот современный массовый психоз, эта всероссийская эпидемия в деревне безудержно всех увлекает в драку, начатую 2—3 бобылями, и в результате on, такой пьяной свалки десятки изрезанных и изувеченных, поджоги и т. и. уголовщина. II унимать некому: сельские старосты боятся, а про конных стражников говорят будто-бы и они не прочь погулять.

Подобную ужасающую картину пришлось видеть на третий день праздника, в соседнем громадном промысловом подгороднем селе Ключах: улицы запружены пьяными толпами: гул, крик, вой, драки, ругань; мальчишки бегут и кричат: „таких-то парней изрезали ножами, таких-то рекрутов почти до смерти убили оглоблями и рычагами, а у одного из них вылетел кинжалъ*4. Ночью же спалили на 1.000 рублей в копнах ржи. Вот среди этой толпы, находящейся в стихийно-стадном наркозе, я почувствовал полное ничтожество своей одинокой страстной проповеди против этого ужасающого бедствия. А жена местного врача сообщила, что за последние годы, чем больше начало усиливаться хулиганство, тем меньше становится посетителей в завелуемой