Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 934   >>>

  

— 934 —

от 30—SO человек. Существует иногда и маленький оркестр трубачей.

Общество ,.Алку“ распространяло свой деятельность в центре столицы, а также в селе Александровнам, Лесном корпусе, Екатериигофе и на Охте. Организована им деятельность и в приходе Колтушах.

Ремесленники и рабочие, ища заработка, принуждены часто менять местожительства. Поэтому и члены общества „Алку“ часто меняются. Это, конечно, уменьшает видимые результаты деятельности общества.

Борясь с ограниченными средствами, обществу трудно приобретать себе в разных местах города помещения, удовлетворяющия требованиям администрации. Это во многих отношениях ограничивает деятельность, не давая развиваться так, как доброе дело того требовало бы.

По вышеуказанным причинам члены „Алку“ в Лесном должны были прекратить свой бодрую плодотворную деятельность. То же случилось и во многих других частях города. В центре города общество „Алку“ имеете право пользоваться концертным залом в церковном доме за установленную плату.

Право устраивать вечера и произносить лекции сопряжено то же с неимоверными трудностями, которые отнимают много времени, требуют непоколебимого терпения и устойчивости. Хлопоты, просьбы, неделями безконечная беготня, а в конце концов никаких результатов. Это, конечно, действуете угнетающим образом.

Хотя число членов общества не очень велико, но идея трезвости с каждым годом распространяется и вне общества. Своими строгими требованиями общество „Алку“ со своей стороны содействовало, что употребление спиртных напитков значительно уменьшилось между финским населением.

Обычай употреблять спиртные напитки не считается более таким славным, как прежде, а скорее унижающим человека обычаем, как оно и есть в самом деле.

Общество надеется и впредь развивать в своих членах нравственную силу воли и чувство долга к себе и другим.

Общество глубоко убеждено, что идея трезвости, досигнете наилучших результатов, опираясь и впредь на абсолютное воздержание от крепких напитков.

Употребление спиртных напитков приносите:

Гибель многим,

Вред каждому,

Пользы никому.

Доклад сепии,. Алексея Кулясова.

С величайшей радостью я прочитал в As 34 „Известий но Казанской епархииза 1909 год приглашение Комитета и с удовольствием сообщаю о том тернистом пути, но которому пришлось идти в борьбе с пьянством, надеясь, что быть можете мое немудрое сообщение о пережитом, сделаете маленький штрих в той грандиозной картине, которую Комитет имеете нарисовать пред участниками Съезда и всей мыслящей Россией.

Тотчас по приезде в приход сельца Ивановского, при составлении его историко-статистического описания выяснилось, что это сравнительно древнее сельцо, основанное в XVI столетии,— подобно соседней деревне Белой, названной „Бело-безводной‘* за то, что население не „велось*4,—до последняго времени почти не увеличивалось в своих размерах, невидимому, из-за алкоголизма и сифилиса, несмотря на то, что в него неоднократно переселялись из разных местностей губернии русские и татары, и даже теперь в нем всего только 98 дворов. Равно выяснилось, что главная причина обнищания населения и его какой-то ограниченности является наследственное пьянство. Поэтому, пришлось, с самого начала обратить серьезное внимание на эту причину вырождения и обнищания прихода. Но, так как, средств не было на устройство чтений, бесед и библиотечки, то для получения денежных пособий из попечительства о народной трезвости в первый же год своего служения был открыт 19 января 1902 года Отдел Казанского Общества трезвости, несмотря на то, что в Казанской губернии как-то предубежденно и насмешливо относятся к „трезвому Обществу “ и считают открытие отделов „пустой затеей4- должно быть из-за недостаточно осмотрительного приема нетрезвых членов, скомпрометировавших дело борьбы с пьянством в глазах населения, смотрящого на выпивки как на что-то должное; да и во всех классах господствовавший взгляд был такой, что „пьян, да уменъ—два угодья в нем44, „пей, молодец, ты ведь не девица4*!... Да вообще идеализация и превознесение в товарищеских песнях, литературе и обществе разудалого и безшабашного пьянства, создало на него господствующий взгляд, как на признак широкой русской натуры; у крестьян же предадут остракизму того „скрягу44, который не угостит всех до упаду. Несмотря на такой взгляд, укореняется в течение целого тысячелетия, мои прихожане 8 апреля 1907 года составили приговор. Один из противников составления приговора в мирской караулке сделал мне отповедь,