Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 926   >>>

  

— 926 -

Пусть эта сумма будет признана наивысшей и не подлежащей превышению и пусть будет выработан закон, обязывающий понижать эту сумму путем понижения выработки спиртных напитков соответственно поступлению доходов из вновь открываемых источников и соответственно увеличению дохода но существующим уже доходным статьям.

Вместе с тем законом должно быть предоставлено право городам, земствам, различным общественным организациям и частным лицам вносить в казну денежные суммы с тем, чтобы соответственно этим суммам уменьшалась выделка (тиражных напитков, и производить под правительственным контролем торговлю питиями но готеборгской системе.

Один из способов уменьшения выработки сииртныхь напитков состоите в увеличении продажной стоимости их.

В 1908 году было продано 86.004.204,бо ведра водки по 8 р. 24 к. в среднем за ведро; валовая выручка при этом поступила в казну, как я уже говорил выше, в сумме 708.767.813 р. 61 коп., а чистый доходъ—в 509.298.677 р. 77 кои.

Если продажную стоимость водки увеличить на 4 руб., то валовой доход увеличится на 344.016.818 руб., что даст возможность сократить выделку водки на 41.749.600 ведер. Доходы таким образом не будут уменьшены, но расходы упадут. Сумма расходов по казенной продаже вина в 1908 году равнялась 199.469.135 руб. Эта сумма приблизительно в 3,5 раза менее валового дохода.

В таком же отношении находился расход к доходу и в

1907 и 1906 годах. Это отношение расхода к доходу можно, очевидно, признать постоянным и, следовательно, есть основание ожидать, что указанное выше сокращение выделки водки даете экономию в расходах на 98.290.518 руб. Эту экономию нужно целиком обратить на образование фонда на развитие и ведение всероссийской борьбы с пьянством. Экономия в расходах но винной монополии должна ежегодно поступать в фонд. Образуясь из этих средств, из пожертвований, из доходов от лотерей, спектаклей и т. и., фонд должен находиться в распоряжении особой организации с правлением в С.-Петербурге, действующей в пределах всей Империи. Из него должны выдаваться субсидии общественным организациям, работающим на пользу трезвости.

Значительного увеличения доходов но существующим доходным статьям можно достигнуть путем введения правительственных монополий но разным производствам.

Правительство доказало, что оно сумело справиться с ведением виноторговли и что это предприятие дало ему большия выгоды.

В объяснительной записке к своду сведений о финансовых результатах по казенной винной операции за 1908 год говорится, что, если бы теперь существовала прежняя акцизная система, то при ставке акциза в 11 коп. с градуса или в 4 р. 40 коп. с

- 927 —

ведра в 40 градусов, акциз поступил бы в государственное казначество в количестве 37S.418.502 руб., а за исключением из них 17.742.982 руб. 1) безъакцизных отчислений, которые при прежней системе не поступили бы в казну, акцизный доход выразился бы суммой в 360.675.520 руб., т. е. менее чистого дохода 1908 года на 148.623.158 руб.

Если правительство смогло извлечь такия выгоды из винной монополии, то оно можете извлечь соответствующия выгоды и из других монополий: пивоваренной, табачной, но производству и продаже сахара, но внешней и внутренней торговле хлебом и т. д.

Введение монополий — сложное, большое дело и быть можете именно вследствие его сложности многие считаю™ его неосуществимым.

Но винная монополия разве не большое, не сложное дело, а ведь правительство справляется же с ним. Может быть скажут, что в винной монополии, как это установил проф. Озеров 2), дело ведется нехозяйственно и недостаточно экономно. Но как бы в нем дело не велось, а значительные выгоды этого предприятия на лицо.

Внимательное изучение предприятий, установление широкой гласности, предоставление общественным деятелям возможности непосредственно из книг и дел ознакомляться с деятельностью правительственных органов и подвергать ее критическому анализу, будут в значительной мере устранять ошибки в ведении дела.

По недостатку статистических данных, я не буду говорить о выгодах монополий но каждому из перечисленных предприятий и остановлюсь только на пиво-медоварении и на производстве сахара.

Из статистики производств, облагаемых акцизом я), видно, что в 1904 году было выработано в Российской Империи 53.993.225 ведер нива и 486.046 ведер меда, а всего 54.479:271 ведро.

С этого количества ведер в 1904 году поступило в казну:

1) Еще до введения винной монополии казна несла расходы по спиртовому делу в виде отчисления заводчикам некоторого /количества спирта, за которое не взималось акциза.

До введения монополии аа эту часть спирта акциз не поступал в казну, а теперь он поступает по 11 коп. за градус, но, по поступлении, акцизное ведомство учиняет с заводчиками расчет, но не по 11, а по ИО коп. за градус. Значит, при прежней системе акцизный недобор был бы значительнее теперешняго.

2) „Как расходуются в России народные деньги14, стр. 95—97.

3) Издание Главного Управления нескладных сборов и каэввяфй продажи питей.

Акциза с пива . . .

„ с меда . . . Патентного сбора . .

. . 10.207.685 руб, . . 15.119 „

. . 140.100 „

Итого

. . 10.362.904 руб.