Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 908   >>>

  

- 908 ~

Разве можно серьезно говорить о значении этих учреждений в борьбе с пьянством.

Всероссийский Съезд по борьбе с пьянством, надеюсь, скажет свое последнее слово об этих попечительствах и слово его будет, сильное народное слово.

Бороться с пьянством, ст, этимт> недугом народа, надо прежде всего любовно, искренно, а не лицемерно. Правительство наше должно сознать свой коренную Зиииибкутѵь проведении монопольного закона и пожелало сознать весь. ужас от введенной им системы продажи спиртных напитков и начать борьбу, как верно заметил и г. Саблер в Государственном Совете, с годными средствами, оставив свои средства с попечительствами во главе, как покушение с негодными средствами. Необходимо отрешиться от питейного дохода и постепенно переходить к замене его другими. Тогда только наступи™ поворот в проклятом вопросе и настанет заря отрезвления русского народа. Пока же не мешайте, а содействуйте- искренно всем в борьбе с пьянством, не мешайте им вести широкую пропаганду трезвости и начать эту пропаганду в нашей родной школе, не мешайте нашим сельским обществам свободно закрывать кабаки и не давайте поблажку тайной продаже водки. И это немногое принесет свои плоды. Не гоните из библиотек, читален и школ все то, что знакомит с пороком пьянства и его последствиями— это реальная мера борьбы, которая до сих нор не встречает поддержки там, где она могла-бы встретить ее, если-бы там искренно задавались вопросом отрезвления иодростающого поколения. Двадцать лет тому назад мы ходатайствовали о введении в школах преподавания начал трезвости и до сих пор мы с этим вопросом не подвинулись вперед. Это-ли не искреннее желание бороться с пьянством.

Представители нашего молодого парламента энергично и прямо поставили вопрос о народном отрезвлении. Они сумели выбраться на правильный путь, найти просвет в дремучем лесу питейного вопроса. Думская Коммиссия выработала проект о постепенном сокращении выпускаемых в продажу спиртных напитков. Это частичное разрешение вопроса путем законодательным представляется наиболее верным способом в борьбе с алкоголизмом.

Кроме того Думская Коммиссия в числе других предложила:

1) Предоставить сельским обществам право составления запретительных по продаже питей приговоров; это весьма важная мера и Съезду следует поддержать ее.

На все эти предложения законопроекта М-р Финансов доставил справку, в которой приведено исчисление убытка от принятия всех этих мер и полагает, что все эти меры направлены не против борьбы с пьянством, а к полному стеснению торговли.

И, так, М-р Финансов полагает, что система мерзавчика есть настоящая борьба с пьянством и онт> всемерно отстаи-

— 909 —

вает эту доходную часть от мерзавчика в государственном бюджете.

Питейное ведомство не желает считаться с мнением народных представителей и ничего не желает делать, чтобы перевести потребление напитков на безвредный путь. Напротив оно употребляет громадные средства к тому, чтобы укрепить привычку к крепкому сорокаградусному спирту. Финансовое ведомство указывает на трудную борьбу с народным пьянством. Да народ то русский и не. просит и не просил, чтобы питейное ведомство приняло на себя задачу по борьбе с пьянством и его представители в парламенте заявляют только: не мешайте нам отрезвлять народ. Вы не с пьянством боретесь, а с народной трезвостью. Уйдите с дороги, не мешайте нам делать большое народное дело в целях насаждения трезвости, нравственности и поднятия его до сытого куска хлеба. Отойдите от народного порока и не обслуживайте его вашими мерзавчиками, тайными шинками и пр., и народ сам справится с страшным злом. Выбросьте из бюджета питейный доход и откажитесь от права открывать кабаки но вашему усмотрению.

Нас, абсолютистов, постоянно упрекают в излишнем риго-ризме. Мысль нашу о „полном запрещении производства и продажи спиртных напитков, как предмета народного потребления" называют несбыточной мечтой, утопией. Так-ли это. Здесь не в мечте дело, а в том, как возместить питейный доход казны в несколько десятков миллионов рублей. Алкоголь признан наукой ядом. Следовательно, весь вопрос заключается в том, как заменить доход получаемый от продажи этого яда, другим доходом.

Нельзя же вычеркнуть из нашей государственной росписи эти десятки миллионов рублей и ничем их не заменить. Вез этих миллионов роспись останется невыполненной и тогда, конечно, нельзя уже мечтать ни о какой свободной наличности. В этом вся суть вопроса. Если это так, если все ученые и все культурное общество признают, что алкоголь отравляет народ и является одним из могучих факторов его вырождения, то причем же тут наш ригоризм, если мы ставим резко вопрос

о запрещении продажи и производства спиртных напитков. Теперь уже пьет не только взрослое мужское население, но и женщины, пьют подростки и дети,—явление прежде неслыханное. Достоевский был нрав, когда в своем дневнике писал, что „загноился народ от пьянства... иссякает народная сила, глохнет источник будущих богатств, беднеет ум и развитие". Он доказывал нравствешиую смертельность пьянства: „оно ско-тинит и зверят человека, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей, тупит перед всякой доброй пропагандой, а главное—неотразимо стоит над человеческой волей и искореняет всякую человечность".

Русское общество должно считаться с такими фактами, как общее понижение блогосостояния земледельческого населения.