Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 906   >>>

  

— 906 —

интересами фиска. Это непосредственные работники на народной ниве. Им и книги в руки. И, конечно., нельзя удивляться, что заведывание народной трезвостью передается в руки городов и земств. Их почти сорокалетняя служба на блого России рекомендована с самой лучшей стороны циркуляром министерства народного просвещения и внутренних дел: по вопросам народного образования, народного здравоохранения, дорог и нроч. Вполне понятно, что с этой же стороны рекомендует их и министерство финансов.

В России, не смотря на организованный надзор за торговлей спиртными напитками, последовательной борьбы с пьянством до сих пор не велось; самый же общественный почин в этом деле встречал постоянное историческое противодействие нашего питейного ведомства. С введением казенной монополии были учреждены, как бы для борьбы с пьянством, Попечительства о народной трезвости.

Характер и значение этих мертворожденных учреждений прекрасно очерчены нашей Верхней Палатой в декабре 1907 года.

Законопроэкть этот рассматривался комиссией в Государственном Совете 19 ноября 1909 г. и большинством решено борьбу с пьянством на местах возложить на обязанность и ответственность органов общественного самоуправления, а также на частные общества в заведывании коих постепенно переходят учреждения, находящияся в ведении нынешних попечительств о народной трезвости. Сверх земских и городских учреждений попечение о народной трезвости предоставить частным обществам, объединенным в „Российское общество Зеленого Креста".

Представитель М-ва Финансов высказался против перенесения деятельности по борьбе с алкоголизмом от бюрократии к общественным элементам, сослался в доказательство своей мысли на деятельность общественных организаций, борющихся с пьянством в различных странах, результаты которой далеко не блестящи.

Что может выиграть народная трезвость от перенесения этих попечительств из одного ведомства в другое. Это покажет будущее. Мы далеко не согласны с М-вом Финансов, что деятельность общественных организаций по борьбе с алкоголизмом других стран не дает блестящих результатов.

Конечно, если Товарищ Министра Финансов г. ИИовицкий основывается на докладах своих чиновников, командированных этих летом в Америку с тем, чтобы посмотреть, как там борются с пьянством, то вывод его о деятельности этих организаций совершенно понятен.

Интересно было бы знать, что сказали чиновники Мни. Фии. но вопросу о том, искренно ли там, в этих заморских краях, хотят бороться с пьянством, или же они встретили там то же казенное лицемерие, как это наблюдается у нас в течении многих и многих десятков лет.

— 907 —

Этот фактор имеет существенное значение при оценке деятельности, как правительственных, так и общественных организаций в борьбе с пьянством. Зачем закрывать глаза перед ужасной и печальной действительностью. Наше финансовое ведомство никогда искренно не задавалось вопросом об отрезвлении народа. Оно хотело и теперь хочет одного: получить как можно больший доход от продажи водки. Оно блестяще достигло этого и русский народ; ежедневно пропивает 3 миллиона рублей. Мы живем в разгаре народного пьянства, которое довело народ до алкогольного вырождения. Пьянство стало национальной чертой русского народа. Народ вырождается физически, вырождается нравственно. За время существования монопольной системы доход от потребления вина увеличился на 135°/0. Где же тут искренность нашего финансового ведомства в желании его прежде всего отрезвить русский народ. Нет, этого желания оно ни в чем не проявило, а напротив, оно монопольным кабаком нарушило чистоту семейной жизни русского крестьянина и приучило русскую крестьянку и подростающее поколение, словом всю семью, быть не только свидетелем, но и участником пьяного разгула. В результате миллионы народа спаиваются год за годом. Что доложили чиновники г. Новицкому об искренности желания в других странах бороться с пьянствомъ—мы не знаем. Вероятно ничего, иначе г. Новинки! не мог бы дать заключение о безуспешности этой деятельности. Между тем, по громадной литературе по этому вопросу, по массе статистического материала, имеющогося у нас под рукой, мы смело возражаем г. Новицкому и утверждаем, что его отзыв об этой деятельности далек от действительности. Мы не станем утверждать, что общественная деятельность в борьбе с пьянством не только у нас, но и в других странах может радикально отрезвить население. Нет. Это было бы заблуждением. Но мы утверждаем, что в других странах организация общественной борьбы достигла колосальных размеров и привела к известным реальным результатам, о которых мы можем только мечтать. На западе Европы и в Америке, куда ездили г. чиновники, антиалкогольное движение грандиозно не только но своим размерам, но, главным образом, но его искренности. С ним считаются все общество и правительство. Там сознают зло, его последствия и причины, вызывающия их, а потому все искренно делается. У нас же с этим вопросом дальше лицемерия не идут, а общественное движение слишком слабо, чтобы заметно повлиять на уменьшение народного бедствия от пьянства. Дайте окрепнуть нашим общественным организациям по борьбе с пьянством, пусть шитейное ведомство искренно отрешится от питейного дохода и нации организации сделают то, что делают те же организации в других странах.

В Государственном Совете и Государственной Думе признана главная несостоятельность попечительствъ—этих бюрократических учреждений, этой мертворожденной затеи О. ИО. Витте.

*