Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 901   >>>

  

Доклад Д. Н. Бородина.

Попечительства о народной трезвости.

Когда четырнадцать лет тому назад, бывший министр финансов, статс-секретарь С. Ю. Витте, стал осуидсствлять на практике свой идею о винной монополии, он положил в основание своей реформы питейного дела мысль о необходимости правильного и целесообразного распределения алкоголя среди населения.

С этой реформой можно было примириться только постольку, поскольку интересно меньшее зло предпочесть злу большему. Уж раз, вопреки всем законам этическим и экономическим необходимо распространять среди населения „российскую очищенную", то, во всяком случае, много интереснее, чтобы все доходы от этой часта государственного бюджета поступали непосредственно в казну, минуя щучьи аппетиты посредников в лице производителей и сбытчиков алкоголя.

Как бы то ни было, обнищавшее от водки население вынуждено обращаться за помощью к государству. С. ИО. Витте дал государству новую статью дохода, находящуюся с потреблением алкоголя в самой интимной связи. При том раздробительная продажа „нитей** оказалась в руках не кабатчиков, а „гг. чиновниковъ". Ибо „сидельцы винных лавокъ", так или иначе, всг же агенты министерства финансов. Для кабатчика была совершенно безразлична высокая степень опьянения потребителя. Ему, даже, было много выгоднее форменное оньянение мужика: легче было и обсчитать и обобрать. Не даром же говорят, что пьяному море но колена. „Чиновник министерства финансовъ" должен был смотреть на потребителя водки иначе. Ему вменялось в обязанность не отпускать водки пьяным, малолетним и т. д.

Очевидно, министерство финансов хотело сгладить то неприятное впечатление, какое должна была произвести питейная реформа в том виде, как она вводилась четырнадцать лет назад.

С этой целью, но инициативе названного министерства, учреждаются т. и. Губернские и Уездные Комитеты Попечительств о народной трезвости. Задачи этих Попечительств сводились к следующему.

Попечительства должны распространять в народе здравые понятия о вреде пьянства.

Изыскивать способы, при посредстве которых народ мог проводить свободное время... вдали от питейного заведения. Здесь

— 902 —

подразумевались народные чтения, собеседования, общедоступные издания соответственных книг и брошюр. Сюда же относилось устройство чайных, народных читален, столовых.

Открывать, содержать и поощрять лечебницы для алкоголиков.

Всячески наблюдать, чтобы все эти положения проводить в .жизнь строго и неукоснительно.

Конечно, только железная энергия бывшого министра финансов могла совместить два таких разнородных полюса. Тем более, что но мысли его реформы, сидельцы винных лавок, в лице своего непосредственного начальства, должны были участвовать в заседаниях „Комитетовъ". Заседать в собраниях, обязанных, но самому существу положения, бить дробных распространителей водки смертным боем.

Уже в самом начале, т. е. после опубликования устава

6 Мая 1894 г. раздались голоса, протестующие против такого двойственного положения „г.г. низших чиновников министерства финансовъ". И правительство ввело эту меру „ради опыта". Прошло восемт, лет. Выяснилось, что подобная система несостоятельна. Само правительство высказывается за передачу „Попечительств о народной трезвости" городам и земствам.

Учреждение „комитетовъ" нельзя отнести к очень удачным реформам. Отвлекаясь от какой бы то ни было политической тенденции, в Комитетах Попечительства, о народной трезвости надо было усмотреть желание министерства подчинить наблюдение за продажей нитей самому обществу.

Состав Губернского Комитета следующий: председатель— губернатор. ИИервенствующий член — епархиальный архиерей. Члены: Управляющий акцизными сборами и удельным округом; управляющие палатами: контрольной, государственных имущества», казенной. Депутаты on, духовного ведомства. Председатель и прокурор Окружного суда, Вице-губернатор. Директор народных училищ, директор одного из средних учебных заведений, председатель отделения Крестьянского Поземельного банка, начальник губернского жандармского управления, уездный воинские начальник и врачебный инспектор. Кроме того председатель губернской земской управы, два депутата от губернского земского собрания и городской голова губернского города.

В Уездный Комитета Попечительства о народной трезвости вошли: в качестве председателя—уездный предводитель дворянства и в качестве членов: депутата on, духовного ведомства, ч начальники средних учебных заведений, инспектора народных училищ, уездный член и товарищ прокурора Окружного суда, полицмейстер, исправник, уездный воинский начальник, помощник начальника жандармского управления, участковые земские начальники, податные инспектора, непременный член уездного но крестьянским делам присутствия, уездный или городовой врач, почетные мировые судьи, участковые мировые судьи, городские судьи и... акцизный чиновник. Кроме того председатель уездной земской управы, два депутата on, уездного земского