Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 902   >>>

  

— 902 —

подразумевались народные чтения, собеседования, общедоступные издания соответственных книг и брошюр. Сюда же относилось устройство чайных, народных читален, столовых.

Открывать, содержать и поощрять лечебницы для алкоголиков.

Всячески наблюдать, чтобы все эти положения проводить в .жизнь строго и неукоснительно.

Конечно, только железная энергия бывшого министра финансов могла совместить два таких разнородных полюса. Тем более, что но мысли его реформы, сидельцы винных лавок, в лице своего непосредственного начальства, должны были участвовать в заседаниях „Комитетовъ". Заседать в собраниях, обязанных, но самому существу положения, бить дробных распространителей водки смертным боем.

Уже в самом начале, т. е. после опубликования устава

6 Мая 1894 г. раздались голоса, протестующие против такого двойственного положения „г.г. низших чиновников министерства финансовъ". И правительство ввело эту меру „ради опыта". Прошло восемт, лет. Выяснилось, что подобная система несостоятельна. Само правительство высказывается за передачу „Попечительств о народной трезвости" городам и земствам.

Учреждение „комитетовъ" нельзя отнести к очень удачным реформам. Отвлекаясь от какой бы то ни было политической тенденции, в Комитетах Попечительства, о народной трезвости надо было усмотреть желание министерства подчинить наблюдение за продажей нитей самому обществу.

Состав Губернского Комитета следующий: председатель— губернатор. ИИервенствующий член — епархиальный архиерей. Члены: Управляющий акцизными сборами и удельным округом; управляющие палатами: контрольной, государственных имущества», казенной. Депутаты on, духовного ведомства. Председатель и прокурор Окружного суда, Вице-губернатор. Директор народных училищ, директор одного из средних учебных заведений, председатель отделения Крестьянского Поземельного банка, начальник губернского жандармского управления, уездный воинские начальник и врачебный инспектор. Кроме того председатель губернской земской управы, два депутата от губернского земского собрания и городской голова губернского города.

В Уездный Комитета Попечительства о народной трезвости вошли: в качестве председателя—уездный предводитель дворянства и в качестве членов: депутата on, духовного ведомства, ч начальники средних учебных заведений, инспектора народных училищ, уездный член и товарищ прокурора Окружного суда, полицмейстер, исправник, уездный воинский начальник, помощник начальника жандармского управления, участковые земские начальники, податные инспектора, непременный член уездного но крестьянским делам присутствия, уездный или городовой врач, почетные мировые судьи, участковые мировые судьи, городские судьи и... акцизный чиновник. Кроме того председатель уездной земской управы, два депутата on, уездного земского

908 -

собрания, городской голона или-в уездных Комитетах губернских городов, член городской управы.

Приведенный перечень назначенных членов Комитетов о народной трезвости слишком ясно говорит, что если даже и было желание подчинить наблюдение народного потребления вина общественному контролю, то „это не было осуществлено“. Говорить об общественном контроле при подобном составе Комитетов отнюдь не приходится. Это контроль различных министерств. Ибо члены из представителей городского и земского самоуправления фактически растворялись в „чиновном море44.

Почетные члены и члены соревнователи это только почетные члены и члены соревнователи хотя и с правом голоса.

В Губернских и Уездных Комитетах по существу имелись две странности. Исполнительными органами явились лица до того заваленные своей служебной работой, что о работе общественной они и думать не могли. Возможно, что в виду этого соображения и образовался отряд членов-соревнователей. Но все же это были люди, так сказать, пришлые. А затем участие в Комитетах представителей от акциза.

Конечно, эти представители люди образованные и интеллигентные, если даже они и не знают теории политической экономии, то им легко растолковать ея непреложные законы. С ними можно сговориться на тему, что уменьшение пьянства, улучшая народное блогосостояние, увеличивает платежеспособность населения и, таким образом, ни в каком случае не может отзываться неблогоприятно на финансовом положении государства. Но, непосредственным передатчиком казенного вина населению является, все же, сиделец винной лавки. Каков может быть уровень его развития? Особенно, когда противовесом его пониманию экономических законов, является его личное блого, в виде оклада. Сколько ему ни толкуй про высшия цели винной монополии, он понимает одно: продает много—оклад больше; продает мало —оклад меньше. Против такой „экономической философии44— „высшия цели44 бессильны. И „низшие агенты министерства финансов4* должны были тяготиться и тяготятся своим положением невольных трезвенников.

Наконец и наша „Верхняя Палата44, после семимесячного обдумывания проекта об упразднении Попечительства о народной трезвости, 5 Декабря 1907 г. зоговорила о пьяном деле.

Попечительства обходятся казне в 4 миллиона рублей ежегодно, а пьянство все растет да растет. При 11И2°/0 прироста населения пьянство увеличивается на 13°/0, т. е. почти в десять раз быстрее. Ведь эта скорость наводнения и пожара—недаром водка совмещает свойства отчия и воды. Спрашивается к чему же тратить еще миллионы на звучащее дьявольской иронией „ио-нечение4* о народной трезвости? На эти миллионы можно бы содержать восемь тысяч школ. Таков смысл законопроекта, внесенного г. Чсреванеким. Против него энергично выступил г. Коковцев, в качестве министра финансов, и г. Таганцев.