Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 900   >>>

  

— 900 —

какого-либо из напитков. Пропущенный потребителем день воздержанием от употребления напитков не зачитывается ему выдачей на следующий день напитков в двойном размере и пропущенный день считается утраченным на право приобретения напитков окончательно.

5) Сидельцы винных лавок и заведений, уличенные в выдаче на одну и ту же книжку порций напитка превышающого количеством норму определенную законом, подвергаются уголовной ответственности, такому же наказанию подвергаются и потребители за подделку книжек-свидетельств на право получения спиртных напитков. Уличенные-же в тайном винокурении подвергаются самой строгой каре.

6) Местной полиции должно быть вменено в прямую обязанность но наблюдению за порядком правильного отпуска из за.-* ведении напитков, причем малолетние, женский пол и дряхлые не допускаются в заведения для получения напитков хотя бы и с поручением от владельца книжки-свидетельства. Местным общественным деятелям, комитетам и попечительствам о народной трезвости поручить также вести строгое наблюдение за правильным отправлением продажи вина и спиртных напитков, а также и принятию мер к пресечению преступлений—тайного винокурения и подделку книжек-свидетельств.

.7) Акцизные -управления должны выработать особый контроль расходуемого вина и напитков но учетам книжек за истекший год сдаваемых в управления акцизных сборов.

S) Одна винная лавка и одно заведение с продажею питий распивочно могут свободно обслуживать район оседлого населения, имеющого право на потребление вина и спиртных напитков, свыше 3.000 душ.

9) При подобных всесторонних подробно разработанных началах о тайном шинкарстве не может быть и речи так как добывание напитков в неограниченном размере становится при таких условиях невозможным. Что-же касается народных обычаев, например, свадеб, храмовых праздников, новоселий и т. и. сопровождающихся хмельным угощением, то таковые не лишены будут присутствия на празднестве, некоторого количества спиртных напитков в том случае если хозяин пира пожелает за свой счет угостить спиртными напитками приглашенных лиц имеющих книжки-свидетельства на право отпуска им спиртных напитков.

Я питаю глубокую веру, что при подобном порядке борьбы с народным недугом, Россия в короткий срой, избавиться от страшного зла—пьянства и быстро соберет свои физическия и материальные силы на славу будущих поколений.

Если высказанные в сем мной идеи и не будут приемлемы в числе оснований резолюции Съезда, я все же буду считать себя исполнившим свой доли, перед родиной, высказавшись за пожелание ей блага.

Доклад Д. Н. Бородина.

Попечительства о народной трезвости.

Когда четырнадцать лет тому назад, бывший министр финансов, статс-секретарь С. Ю. Витте, стал осуидсствлять на практике свой идею о винной монополии, он положил в основание своей реформы питейного дела мысль о необходимости правильного и целесообразного распределения алкоголя среди населения.

С этой реформой можно было примириться только постольку, поскольку интересно меньшее зло предпочесть злу большему. Уж раз, вопреки всем законам этическим и экономическим необходимо распространять среди населения „российскую очищенную", то, во всяком случае, много интереснее, чтобы все доходы от этой часта государственного бюджета поступали непосредственно в казну, минуя щучьи аппетиты посредников в лице производителей и сбытчиков алкоголя.

Как бы то ни было, обнищавшее от водки население вынуждено обращаться за помощью к государству. С. ИО. Витте дал государству новую статью дохода, находящуюся с потреблением алкоголя в самой интимной связи. При том раздробительная продажа „нитей** оказалась в руках не кабатчиков, а „гг. чиновниковъ". Ибо „сидельцы винных лавокъ", так или иначе, всг же агенты министерства финансов. Для кабатчика была совершенно безразлична высокая степень опьянения потребителя. Ему, даже, было много выгоднее форменное оньянение мужика: легче было и обсчитать и обобрать. Не даром же говорят, что пьяному море но колена. „Чиновник министерства финансовъ" должен был смотреть на потребителя водки иначе. Ему вменялось в обязанность не отпускать водки пьяным, малолетним и т. д.

Очевидно, министерство финансов хотело сгладить то неприятное впечатление, какое должна была произвести питейная реформа в том виде, как она вводилась четырнадцать лет назад.

С этой целью, но инициативе названного министерства, учреждаются т. и. Губернские и Уездные Комитеты Попечительств о народной трезвости. Задачи этих Попечительств сводились к следующему.

Попечительства должны распространять в народе здравые понятия о вреде пьянства.

Изыскивать способы, при посредстве которых народ мог проводить свободное время... вдали от питейного заведения. Здесь