Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 891   >>>

  

— 891 —

Фабричные льют вино мелкой посудой. Как пример приведу Белосток, где лавки, расположенные в фабричной местности, торгуют почти исключительно сотыми. В раионе фабрик Генд-лера, Триллиига, Фосса, где занято около 1.200 рабочих, ежедневный отпуск сотых колеблется от 1.300 до 1.400 штук, лавки же, расположенные в местности без фабричных заведений, продают соток в день не более 70. Эти цифровые данные недостаточны, конечно, для полного освещения указанных мной категорий, но они уже свидетельствуют, что категории эти вырваны прямо из жизни.

Мелкие города дают другую картину потребления. С одной стороны в них петь нищеты, доводящей до пропойства. Этот класс в них отсутствует, и пропойцы, так сказать, профессиональные алкоголики, составляющие сейчас необходимую принадлежность больших центров, явление исключительное, вернее, единичное. С другой стороны, сравнительная зажиточность жителей видоизменяет и потребление рабочих и мастеровых. Они пьют здесь не систематически, как в крупных фабричных городах, не мелкой посудой, а крупной и преимущественно в дни рассчетов, в праздники. Блогодаря сиородичности потребления резкия проявления алкоголизма сглажены и в этом классе - - тут только рельефнее выступает профессиональное потребление казенного вина — водка составляет необходимое дополнение» для определенной профессии—пьет сапожный цех, портные, штукатуры, столяры, почти нет потребления среди слесарей, кровельщиков, обойщиков. Массу же потребителей казенного вина в мелких городах составляет окрестное крестьянство, съезжающееся на базары и ярмарки. Крестьянство делает здесь закупки вина для разных случаев и потребляет его на месте во время еды, им же завиваются на ярмарках все сделки. Насколько значительно окрестное' крестьянство в качестве потребителя в мелких городах, можно судить из следующих примеров. Гор. Бельск, Гродненской губернии, без всякой промышленности и торгового значения, в нем во время еженедель-ииыхь базаров продается 37,4% всего проданного за год вина; гор. Мазовсцк, Ломжинской губернии—процент проданного в еженедельные базары вина — 34,2. Па базарах и ярмарках идет в продажу крупная и мелкая посуда—четверти и двадцатые для домашних надобностей, ведущияся на места, двадцатые и сороковые для заиития сделок, а сотые и двухсотые для выпивки во время еды.

В Западном крае, в городских местностях является новая категория потребителей—евреи, обязательно потребляющие вино но пятницам, в канун субботы. Они пьют крепкий спирт или спирта в 57°, при том почти исключительно в посуде в 1/юс ведра. Их потребление не должно быть упускаемо из виду — при подсчетах душевого потребления, хотя потребление это не имеет ничего общого с алкоголизмом. В Белостоке, где еврейское население насчитывает около 70% всех жителей, продажа казен-

- S92 —

ного вина по пятницам составляет при переводе на 40° — 41% всей продажи.

Таковы группы потребителей казенного вина в городах. Сельския местности дают новые деления, новые градации. Местности с фабричным, промышленным населением, нодгородные деревни в отношении категорий своих потребителей близки к городам и характерное сельское потребление будет в местностях вне промышленных центров с земледельческим населением, но и в них для точного его определения необходимо расчленить население на категории. Одну составляет волостные писаря, старшины, полицейские чины, — которые пьют непрерывно круглый год, отвечая в своем потреблении зажиточным классам городского населения, другую крестьяне — земледельцы, пьющие в исключительных случаяхъ—на праздных, общих и храмовых, ири сдаче сенокоса, земли, найме пастухов, во время семейных торжеств, на свадьбах, крестинах, похоронах. Ежедневного домашняго потребления вина нет, но потребление здесь зачастую переходит границы умеренности. Эта группа но своей численности наиболее обширная. Третью категорию составит меньшинство, разные бездомные люди, ютящиеся около деревни, люди из уже‘ясно образующогося класса батраков, рабочих у землевладельцев, приезжающие в деревню временно на побывку из городов — ремесленники, мелкие торгаши, домовая прислуга. Эта категория пьет все время, пока у нея есть деньги и ея потребление переходит в пьянство. К этой категории примыкают безземельные крестьяне, безлошадные, то крестьянство, которое неудержимо идет в своем развороши. Урожаии-лость повышает состав второй группы и увеличивает потребление ея постоянных членов, неурожай пополняет новыми лицами последнюю и между этими группами всегда есть некоторое соприкосновение. Все категории сельского населения приобретают вино в крупной посуде. Мелкая посуда в своем значительном большинстве приобретается на дорогу, при поездках на базары, ярмарки. Подтвердить это точными данными за отсутствием у нас нужной статистики нельзя, но всякий, хоть сколько-нибудь знающий жизнь народа, не может не разделить сказанного и не признать верности указанных группировок. Как подтверждение' последних приведем данные, собранные доктором Чермаком в одной из ближайших к Петербургу волостей. Мужчин от 18 до 60-летняго возраста в ней было 639, и все они были подвергнуты опросу, а последний проверен наблюдением. Третья категория составила но этим данным 12%, при чем привычных алкоголиков было 1,5%, остальное же население отнесено г. Чермаком всецело по второй группе. Почти те же данные мы встречаем в исследованиях земских статистиков по Козельскому уезду, Калужской губернии.

Если распределить потребление но сделанной группировке и в основание этого распределения вывести для каждой группы среднее душевое потребление, то полученные цифры никогда не