Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 890   >>>

  

- 890 —

нью напитки.—Этим людям напрасно нроноведывать, что алкоголь—яд, сокращающий их жизнь—он дает им на время забвение, которого они только и ищут. Эти люди быстро становятся алкоголиками и, опускаясь все ниже и ниже, формируют собой кадры золоторотцев, уже посвящающих свой жизнь вину. С другой стороны, крупные центры стягивают ремесленников, в них и возле них груннруются фабрики, промышленные заведения с рабочими, подростками и взрослыми. Здесь трудятся до изнеможения сил, с утра до поздней ночи, живут до крайности бедно, одной животной жизнью, здесь редко кто не носит зачатков профессиональных болезней и забота о будущем для большинства не существует, тут одна забота прожить лишь сегодняшний день и этот класс питает и греет и дает ему силу и бодрость и веселье одно вино. В нем этот рабочий и мастеровой люд видит напиток, без которого трудящемуся жить невозможно и он пьет его и пьет его много, пьет его систематически, не упуская при этом и каждого удобного случая.

Если зажиточные классы в приобретении казенного вина начинают от одной сороковой и идут выше, то эти два последние класса начинают от */200 и кончают ‘/но. Сороковая составляет принадлежность ремесленников, она появляется и среди рабочих, но по праздникам, когда пьют вино компанией. В будние дни они довольствуются двухсотой или сотой и не вносят ее в свой семью.

Такова картина потребления казенного вина в центрах, нарисованная широкими штрихами — осветим же ее несколько цифрами. Александро-Невская часть Петербурга почти лишена жителей, которые могут быть включены в только что названные мной две группы. Квартиры с угловыми жильцами отсутствуют, ремесленных заведений в ней 322, но почти все они без жилых помещений, часть эта населена зажиточными классами — душевое потребление вина в ней 1,99 ведра в 1 уч. и 1,76 во втором. В Васильевной части, где угловых квартир 1.506, ремесленных заведений 432, фабрик 70, где в качестве потребителей выступают исключенные из АлександройИев-ской части группы, душевое потребление по участкам колеблется оть 1,67 до 1,89 ведра. Зажиточные классы таким образом в Петербурге не отстают в своем потреблении от тех классов, которых заранее, не входя даже в их жизнь, клеймим названием — пьяницы. Та категория потребителей, которую я назвал ранее опустившейся нищетой, своей численностью значительно влияет на потребление. Она идет, повторяю, неудержимо но пути алкоголизма и душевое потребление по отдельным частям Петербурга тем выше, чем хуже условия ея существования. Высшее душевое потребление приходится на Парвскую часть, где и наибольшее количество угловых квартир — 2.2S5. Здесь потребление достигает 2,14 ведра. Этот предел переходит лишь раион Калашниковской пристани -там потребление 2,40. Условия же жизни калашниковских молодцев достаточно известны.

— 891 —

Фабричные льют вино мелкой посудой. Как пример приведу Белосток, где лавки, расположенные в фабричной местности, торгуют почти исключительно сотыми. В раионе фабрик Генд-лера, Триллиига, Фосса, где занято около 1.200 рабочих, ежедневный отпуск сотых колеблется от 1.300 до 1.400 штук, лавки же, расположенные в местности без фабричных заведений, продают соток в день не более 70. Эти цифровые данные недостаточны, конечно, для полного освещения указанных мной категорий, но они уже свидетельствуют, что категории эти вырваны прямо из жизни.

Мелкие города дают другую картину потребления. С одной стороны в них петь нищеты, доводящей до пропойства. Этот класс в них отсутствует, и пропойцы, так сказать, профессиональные алкоголики, составляющие сейчас необходимую принадлежность больших центров, явление исключительное, вернее, единичное. С другой стороны, сравнительная зажиточность жителей видоизменяет и потребление рабочих и мастеровых. Они пьют здесь не систематически, как в крупных фабричных городах, не мелкой посудой, а крупной и преимущественно в дни рассчетов, в праздники. Блогодаря сиородичности потребления резкия проявления алкоголизма сглажены и в этом классе - - тут только рельефнее выступает профессиональное потребление казенного вина — водка составляет необходимое дополнение» для определенной профессии—пьет сапожный цех, портные, штукатуры, столяры, почти нет потребления среди слесарей, кровельщиков, обойщиков. Массу же потребителей казенного вина в мелких городах составляет окрестное крестьянство, съезжающееся на базары и ярмарки. Крестьянство делает здесь закупки вина для разных случаев и потребляет его на месте во время еды, им же завиваются на ярмарках все сделки. Насколько значительно окрестное' крестьянство в качестве потребителя в мелких городах, можно судить из следующих примеров. Гор. Бельск, Гродненской губернии, без всякой промышленности и торгового значения, в нем во время еженедель-ииыхь базаров продается 37,4% всего проданного за год вина; гор. Мазовсцк, Ломжинской губернии—процент проданного в еженедельные базары вина — 34,2. Па базарах и ярмарках идет в продажу крупная и мелкая посуда—четверти и двадцатые для домашних надобностей, ведущияся на места, двадцатые и сороковые для заиития сделок, а сотые и двухсотые для выпивки во время еды.

В Западном крае, в городских местностях является новая категория потребителей—евреи, обязательно потребляющие вино но пятницам, в канун субботы. Они пьют крепкий спирт или спирта в 57°, при том почти исключительно в посуде в 1/юс ведра. Их потребление не должно быть упускаемо из виду — при подсчетах душевого потребления, хотя потребление это не имеет ничего общого с алкоголизмом. В Белостоке, где еврейское население насчитывает около 70% всех жителей, продажа казен-