Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 881   >>>

  

— 881 —

ским кантональным законам: сан-галленскому оть 1891 года, тургаускому и базельскому от 1901 года и ваадскому оть 1907 года. Согласно ст. 4 сан-галленского закона общинный совет постановляет о помещении привычных пьяниц в лечебницу для алкоголиков либо но собственному почину, либо но предложению какого либо другого органа власти (einer anderen BehOrde) или же родных, или опекунов пьяницы. К числу указанных здесь „других органовъ“ относится, конечно, и уголовный суд. Так применяется закон и на практике, и когда я был два года тому назад в знаменитом элликонском убежище для алкоголиков, тали» содержались, между прочим, и лица, к принудительному лечению которых дал толчок судивший их уголовный суть.

Тургаускиии закон прямо называет суд в числе лиц и учреждений, которые могут возбуждать пред опекунским советом, ведающим здесь помещение пьяниц в лечебницу или убежище, вопрос о необходимости применить эту меру к тому или другому лицу. Такое же постановление содержится и в ба-зельском законе, с тем, однако, отличием, что помещение в заведение производится здесь полицейской властью. Но кроме того связь рассматриваемой меры с отправлением уголовного правосудия подчеркнута здесь еще тем, что в числе пьяниц, которые могут быть подвергнуты принудительному лечению, базель-ский закон специально упоминает о лицах, которые вследствие пьянства, нарушают чужую безопасность или производят публичный соблазн (die Sicllerheit anderer gefahrden oder Offeijt-leches Aergernis erregen).

Само собой разумеется, что базельский закон о пьяницах указывает наряду с этим и другие, совершенно не криминальные случаи, в которых допускается помещение пьяницы в ле-чебное заведение вопреки его воле и желанию; таковы: неспособность пьяницы вести свои дела и грозящая ему или семье его бедность ии нужда.

Итак по законам этого первого типа уголовный суд может лишь довести до сведения подлежащей власти о том, что есть такой субъект, имя рок, которого надо подвергнуть принудительному лечению; в остальном же суд постановляет о нем приговор, обвинительный или оправдательный, на общем основании.

Значительно большая роль отведена уголовному суду в тех законодательствах, по которым суд имеет право передать алкоголика в распоряжение административной (полицейской) власти для помещения его в лечебное исправительное заведение. Эти постановления аналогичны постановлениям о нищих и тунеядцах, которые но германскому уложению передаются по отбытии наказания в распоряжение административной власти для помещения в рабочий дом.

Вопрос о необходимости принудительного лечения здесь в принципе уже решен судом; но во всем остальном порядок

— SS2 —

помещения в заведения ии время содержания в нем определяются административной властью. На этой почве стоит норвежское законодательство и новый германский проект.

Норвежское уложение 1902 года допускает передачу административной власти, для помещения в лечебное заведение, только но отношению к тем пьяницам, которые оправданы но невменяемости или, как уменыпенно-вменяемые, приговорены к пониженному наказанию.

Эти постановления дополняются законом 1900 года о бродя-жестве, нищенстве и пьянстве, который допускает принудительное помещение в лечебное или исправительное заведение следующих трех групп пьяниц:

во 1) виновных в появлении в публичном месте в состоянии явного опьянения, трижды уже в течение года осужденных за это;

во 2) умышленно или по неосторожности доведших себя до такого состояния опьянения, в котором они нарушают общественное спокойствие или безопасность других лиц,

и в 3) тех, кто вследствие склонности к пьянству нищенствует или повергает семью свой в нужду или оставляет жену или законных или незаконных детей без поддержки.

Если виновный в одном из этих проступков подвержен привычному пьянству, то суд может, присудив его к тюремному заключению, предоставить в приговоре своем опекунской власти поместить такого пьяницу в рабочий дом или в утвержденную правительством лечебницу. Помещенный в одно из этих заведений остается в нем так долго, как это признает необходимым директор заведения, но не более полутора года в первый раз и не более трех лет в последующие разы. При июмещеции пьяниц в рабочий дом или лечебницу, тюремное заключение может быть сокращено или вовсе отменено.

В Норвегии суд предоставляет опекунской власти помещать пьяницу в специальное заведение. По германскому же проекту суд, когда он находит это нужным, предписывает такое помещение. Принудительное лечение пьяниц допускается по германскому проекту вне зависимости от того, какое преступное деяние учинено пьяницей. § 43 проекта гласит:

„Если преступное деяние вызвано опьянением, то суд может, сверх наказания, воспретить осужденному посещение трактиров на срок не свыше одного года. Если установлено, что осужденный пьяница, то суд может, сверх не менее чем двухнедельного тюремного заключения или ареста, предписать помещение его в лечебницу для алкоголиков впредь до излечения, однако же, на срок не свыше двух лет, если мера эта необходима для того, чтобы вновь приучить осужденного к закономерному и правильному образу жизни".

„На основании этого определения административная власть должна позаботиться о помещении осужденного в лечебницу. В случае более ранняго его излечения, административная власть