Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 880   >>>

  

— 880 —

лечения и устройство лечебниц; и только для того чтоб возможно шире описать круг мер воздействия на алкоголика, которые могут быть признаны полезными, я говорю не о лечеб-ных, а о лечебно-исиравителыиых заведениях.

Но затем остается вопрос о порядке помещения преступных алкоголиков в заведение, а по этому вопросу и юристу должно сметь свое суждение иметь.

Рассмотрим в кратких чертах законодательные постановления, существующия и проектируемые по сему предмету на Западе. Число их уже довольно велико, хотя все они весьма недавняго происхождения.

Порядок принудительного лечения алкоголиков былъ' первоначально испробован вне области уголовного законодательства. Первые законы о пьяницах предоставляют опекунским или иным учреждениям право помещать хронического алкоголика в специальное лечебное заведение, когда это необходимо в собственных его интересах, или в интересах других лиц. Но вместе с тем некоторые из этих законов открывают уголовному суду возможность довести до сведения подлежащей власти о необходимости принудительного лечения пьяницы, пришедшого в конфликта с уголовным законом. Такая скромная роль предоставлена уголовному суду по первым законам о пьяницах, изданным в некоторых американских штатах, и по швейцар-

Collection of British, Colonial and Foreighn statutes relating to the Penal and Reformatory Treatement of Habitual Inebriates. Being a Supplement to the Report under the Inebriates Acts for the year 1901. London 1902.

Report of the Departmental Committee appointed to inquire into the Operation of the Law relating to Inabriates and to their detention in Reformatories and Retreats. London 1908.

Minutes of Evidence taken before the Departmental Committee London 1908.

Kelynack, the Arest of Alcoholism; Atkinson, Medico-Legal Relations of Alcoholism (the Drink Problem in its Medico-Sociological Aspects, ed. by Kelynack, London 1906).

Freeman, A Guide to the Statute Law against Drunkenness in England. London 1907.

Aschaffenburg. Die Behandlung gemeingefahrlicher Geisteskranker und verbrecherischer Gewolmheitstrinker jVergleichende Darstellnng des Deut-schen und Auslandischen Strafrechts, Allgemeiner Teil. I Band. Berlin 1908).

Loftier, die Korperverletzung (Ibid., Besonderer Teil, V Band. Berlin 1906).

Schafer, Die Aufgaben der Gesetzgebung hinsichtlich der Trunksilchti-gen nebst einer Zusammenstellung bestehender und vorgeschlagener Ge-setze des Auslandes und Inlandes, Halle 1904.

Herzstein, Der Trinker und die Trunksucht im Reichsstrafgesetzbuche. Bayrent, 1906.

Hoppe, Alkohol und Kriminalitat. Wiesbaden, 1906.

Bttckel, Alkoholismus und Recht, 1908.

Доклады Ффкфта, Визельгрена, ИИИефрота, Дальгофа, Венера и др. в Трудах Брюссельского международного тюремного конгресса 1906 г. и доклад Е. М. Кулишера в Трудах русской группы международного союза криминалистов.

— 881 —

ским кантональным законам: сан-галленскому оть 1891 года, тургаускому и базельскому от 1901 года и ваадскому оть 1907 года. Согласно ст. 4 сан-галленского закона общинный совет постановляет о помещении привычных пьяниц в лечебницу для алкоголиков либо но собственному почину, либо но предложению какого либо другого органа власти (einer anderen BehOrde) или же родных, или опекунов пьяницы. К числу указанных здесь „других органовъ“ относится, конечно, и уголовный суд. Так применяется закон и на практике, и когда я был два года тому назад в знаменитом элликонском убежище для алкоголиков, тали» содержались, между прочим, и лица, к принудительному лечению которых дал толчок судивший их уголовный суть.

Тургаускиии закон прямо называет суд в числе лиц и учреждений, которые могут возбуждать пред опекунским советом, ведающим здесь помещение пьяниц в лечебницу или убежище, вопрос о необходимости применить эту меру к тому или другому лицу. Такое же постановление содержится и в ба-зельском законе, с тем, однако, отличием, что помещение в заведение производится здесь полицейской властью. Но кроме того связь рассматриваемой меры с отправлением уголовного правосудия подчеркнута здесь еще тем, что в числе пьяниц, которые могут быть подвергнуты принудительному лечению, базель-ский закон специально упоминает о лицах, которые вследствие пьянства, нарушают чужую безопасность или производят публичный соблазн (die Sicllerheit anderer gefahrden oder Offeijt-leches Aergernis erregen).

Само собой разумеется, что базельский закон о пьяницах указывает наряду с этим и другие, совершенно не криминальные случаи, в которых допускается помещение пьяницы в ле-чебное заведение вопреки его воле и желанию; таковы: неспособность пьяницы вести свои дела и грозящая ему или семье его бедность ии нужда.

Итак по законам этого первого типа уголовный суд может лишь довести до сведения подлежащей власти о том, что есть такой субъект, имя рок, которого надо подвергнуть принудительному лечению; в остальном же суд постановляет о нем приговор, обвинительный или оправдательный, на общем основании.

Значительно большая роль отведена уголовному суду в тех законодательствах, по которым суд имеет право передать алкоголика в распоряжение административной (полицейской) власти для помещения его в лечебное исправительное заведение. Эти постановления аналогичны постановлениям о нищих и тунеядцах, которые но германскому уложению передаются по отбытии наказания в распоряжение административной власти для помещения в рабочий дом.

Вопрос о необходимости принудительного лечения здесь в принципе уже решен судом; но во всем остальном порядок