Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 866   >>>

  

Доклад В. И. Кауфмана.

Пьянство и гражданское право.

В мои задачи не входит ни обрисовывать влияние обратившогося в привычку потребления алкоголя на физическое и психическое состояние человека, ни указывать на весь вред, разнообразный и многосторонний, который алкоголь приносит гражданину, его семье и гражданскому обществу. Все это уже сделано другими докладчиками нашего Съезда. Скажу лишь одно: кто ознакомился с последствиями алкоголизма, той. не потребует других доказательств первого моего положения. Государство должно взять на себя задачу борьбы с алкоголизмом и употребить для этой борьбы все средства, какия только имеются в его распоряжении. И раз среди этих способов борьбы как с самим пьянством, так и с вредом, от него проистекающем, в его распоряжении находятся и меры гражданского нрава, оно и этого рода меры не может не пустить в ход. Задача права вообще, и гражданского в частности,—защищать интересы частных лиц и общественного порядка. Алкоголизм нарушает интересы, как имущественные, так и личные, тех и другого. Возражают иногда, что не дело гражданского права защищать личность и общество от нарушений и насилий, касающихся личных благ, что это — задача других отраслей права; но это не гак: в область гражданского права входит защита чисто личных блап>, как, напр., права на имя; гражданское право стремится и всегда стремилось съузить пределы дозволенного законом самоуправства; следовательно, государство должно стремиться и в области гражданского права парализовать вредные последствия пьянства в сфере не только имущественной, но и личной, тем более, что и современное правосознание все более и более твердо становится на точку зрения признания пьянства одним из тех безнравственных явлений, которым всякое право вообще и гражданское в частности отказывает в какой-бы то ни было защите.

До сих пор государство в видах борьбы с алкоголизмом с одной стороны стремилось урегулировать производство алкоголя и продажу его потребителям, с другой пыталось воздействовать на пьянство мерами уголовно-правовыми. Но вот, в конце первой половины XIX века государство впервые вступает на путь частно-правового воздействия на алкоголиков, первоначально в связи с уголовными мерами. 16-го ноября 1841 г. Швеция издала закон, действующий и но сие время, который постановляет, что

— 867 —

тот, кто четыре раза был привлечен к суду за пьянство и в таковом обвинен, может быть отдан поп опеку. До тех пор пьянство играло роль в гражданском праве лишь постольку, поскольку отдельные, совершенные в состоянии известной степени опьянения действия большинством законодательств признавались недействительными. С этого же момента гражданское право заняло свой пост в борьбе с губительным действием алкоголизма на индивидуума, семью и общество, и чем ближе мы подходим к нашему десятилетию, тем более прочно гражданское право обосновывается на этой позиции.

Относящияся сюда меры гражданского права заключаются в установлении, при наличности известных предположений, юридической недействительности действий, совершенных хроническими алкоголиками, что достигается ограничением гражданской дееспособности привычных пьяниц и отдачей их под опеку. Кроме этих мер существует еще в некоторых законодательствах и другое правило, относящееся к области борьбы с пьянством,— правило, по которому обязательства, возникшия из продажи в кредита .спиртных напитков- в трактирных заведениях, признаются недействительными и не подлежат зачету; при этом недействительными признаются также и залог, заклад, неустойка и поручительство, установленные в обезпечение подобных обязательств. Австрийский закон для Галиции и Буковины от 19 июля 1877 г., который впервые на западе создал эти нормы, основывал их необходимость на том соображений, что долги, которых они касаются, особенно быстро разростаются (в одном случае подобный долг в 20 гульденов путем переписывания векселей и нарощения ростовщических процентов обратился через 3 года в 1.000 гульденов) и тем способствуют разорению населения. Такого же рода постановление содержит Бельгийский закон 16 августа 1887 г., которому следует германский проект закона о борьбе с злоупотреблением спиртными напитками, опубликованный 20 августа 1891 г., повторяя его правила в своем § II. В объяснениях к этому проекту указано, что отпуск спиртных напитков в кредит в особенности способствует развитию пьянства, что особенно рабочие этим путем быстро оказываются в подпой власти трактирщиков и мелких винных торговцев, и это ведете их к полному разорению. Меры эти в Австрии дали известные результаты: трактирщики испугались и перестали кредитовать своих потребителей. Германский проект не получил силы закона; вторая комиссия но составлению общегерман-ского гражданского уложения, обратившая внимание на гражданско-иравовые меры борьбы с пьянством, указанных постановлений проекта 1891 г. не восприняла.

В нашем законодательстве также имеется правило, очень близко подходящее к изложенным постановлениям. В Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (Т. XV’, Св. Зак. но прод. 190С г.) читаем:

Ст. 5Г: За продажу крепких напитков из заведений для