Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 795   >>>

  

— 795 —

Не говорю о том, что, до последняго времени профессиональные О-ва и на культурные задачи обращали мало внимания сравнительно с тем, что уделялось ими пропаганде активных выступлений. Эти задачи были второстепенными в глазах руководителей рабочих, а между тем алкоголизм и невежество являются главными внутри врагами и рабочих и их организаций. С алкоголиком и не культурным человеком никто, ни когда серьезно не может считаться. Со стороны-же профессиональных организаций замечалось еще то, что всякое стремление сдвинуть трудящияся массы на путь созидательной работы в смысле развития в них общественности, любви к культурным развлечениям и другим подобным начинаниям, встречает сопротивление и препятствия со стороны их и сознательных рабочих, если эти начинания исходят от лиц и учреждений другого класса, не считаясь с чужим мнением. Это потому, что они стараются во всех начинаниях, исходящих извне, видеть ловушку и обман для рабочих. Тут не принимается во внимание ни что—все сваливается в одну кучу. А между тем рабочие, за исключением сравнительно малого количества устремившогося к образованию, сами мало думают о своей судьбе и алкоголизм добивает в них то, что и таю, истощено недоеданием и антигигиеническими условиями работы и жилищ. Алкоголизм становится органической потребностью, привычкой, без которой нельзя жить рабочему, без которой нельзя представить себе его времяпровождение. Алкоголизм сжал его в своих руках и вместе со всеми ненормальными условиями жизни быстрыми шагами ведет его к вырождению.

Жутко становится за трудящийся люд. Сдавленный и так со всех сторон и подчас не замечая своего положения и не видя к чему идет, рабочий с легким сердцем пьет то, что является ядом для него и его поколений. Вот тут-то и должен быть прямой долг тех, кому интересы трудящихся ближе всего. Ведь только на них потребление алкоголя отражается всего губительнее. Следовательно, нужно было ожидать, что профессиональные О-ва прилагают все усилия для борьбы с алкоголем, что громче всех звучите их крик: остановитесь, что вы делаете, вы губите себя и свое дело.

Да этого нужно было ожидать, как и многого в нашей жизни. Но это нет, но крайней мере, не было до сих нор. Первыми пионерами в борьбе с пьянством и вообще с потреблением алкоголя явились почти одновременно с попечительствами о народной трезвости частные О-ва Трезвости. В Москве оне возникли около 14 лет тому назад, по частной инициативе и почти в самой рабочей среде. Средствами для борьбы с алкоголизмом почти все признали самым действительным просвещение и отвлечение от кабака, устройством чайных (из которых хотели создать вид народных клубов), чтений лекций но алкоголизму и т. и. Но главное стремятся развить самодеятельность рабочих в борьбе с алкоголем. Рабочие, особенно вначале, охотно пошли

51

— 796 —

в эти О-ва, но тогдашния условия жизни и отсутствие интеллигентных сил сказалось в том. что деятельность этих О-в, как на почве просвещения, так и в пропаганде вреда алкоголя— замерла и во многих О-вах ограничивалась почти деятельностью чайных, небольших и скудных библиотек и разнообразили^ только чтениями с туманными картинами но очень узкой программе. Состав членов О-ва Трезвости с основания—демократический: рабочие, крестьяне, мещане.

Во главе-же их встало, в большинстве случаев духовенство, реже лица местной буржуазии; рабочим, в крайнем случае, оставлялись второстепенные роли. Это и не могло быть иначе, во-первых, потому, что духовное или лицо из местной буржуазии давали О-ву доверие администрации и богатой буржуазии, которая вначале охотно шла на помощь этим О-вам; во-вторых, рабочие не могли выделить • из своей среды никого, кто-бы мог влиять на деятельность Обществ в более желательном направлении.

Большинство рабочих шло и идете но сейчас в эти О-ва иолусознательно. Оно ищет в них поддержки, ввиду отсутствия в себе воли, удержаться от соблазнов алкоголя. Рабочие идут в О-ва не для борьбы с этим злом, а для страхования себя от водки. Они большими массами идут в те О-ва Трезвости, где воздействие иа них ввиде взятия зароков, обетов, введено в систему борьбы с алкоголем. Ища спасения и не имея силы воли в себе, они, с слепой верой, стремятся под власть клятвенного обещания.

Чувствуется стихийное подчас стремление бежать от алкоголя и разве вина этих жертв, что им не предлагают или вернее не принимают более действительных мер для их спасений. На крик: Спасите! им говорят: дай слово не нить. А что значит данное ими слово, когда они уже не в своей власти Жизнь требует не только спасения погибающих, но в большей мере предупреждения того, что после трудно исправить. Человечество требуете окрика: стой, это яд. И когда это будет доказано, то потребление алкоголя будете—преступлением.

Как я уже сказал, кто изи> рабочей среды шли в эти О-ва Трезвости. Отсюда понятно, что они сами не могли быть полезны для борьбы. Сознатсльных-же борцов рабочая среда, например, в Москве дала очень мало.

Культурные рабочие не шли и не идут в эти О-ва и вообще совершенно не принимают никакого участия в борьбе с потреблением алкоголя. Деятельность существующих О-в Трезвости не пользуется не только симпатиями, но, даже наоборот, к ней как сознательные рабочие, а также и их ирофес. организ. и о-ва относятся отрицательно.

Их обвиняют в черносотенце и одно это обвинение отталкиваете многих и страшно вредит работе на поприще отрезвления. Затем обвиняют, что средства борьбы применяющияся в существующих О-вах не только не рациональны, но и не симпатичны.