Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 771   >>>

  

— 771 —

Здесь должно знать о всей той мощной роли, какую играют в общественной жизни подражание и внушение. Всякий социальный организм по существу своему есть подражательный, и в обществах подражание, говорит Тард, подобно наследственности в физиологических организмах.

Подражание является результатом внушения, действующого незаметным образом, помимо всякого участия личного, ясного сознания. Внушение есть род психической заразы,—пишет проф. Бехтерев,—микробы которой хотя и невидимы под микроскопом, но тем не менее, подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова, жесты, движения, поступки окружающих лиц.

Сила внушения тем резче, чем большим авторитетом, доверием, симпатией пользуется тот, от кого внушение исходит. И с другой стороны восприимчивость к внушению тем резче, чем слабее действует рассуждение, чем с большим доверием, любовью относится подражающий к лицам, невольному внушению которых он подвергается. Отсюда—огромная роль выше стоящих экономически и умственно классов к смысле давания „тона", вызывания подражания себе. Отсюда—и глубокое, могучее влияние, оказываемое примерами, поступками отца, матери, семьи вообще, любимых воспитателей, товарищей, друзей. И горькая алкогольная действительность дает уже грозные предостережения.

Становится и понятным, и ужасным отмечаемый доктором А. Коровищам факт, что семья и школа при настоящих условиях является важнейшим источником детского и юношеского алкоголизма. Не преувеличение уже — утверждение проф. Нотна-геля, что обычай давать даже детям спиртные напитки является „раковой язвой наших дней". Учитывая таким образом все значение внушения и подражания, легко себе представить, как будет отражаться на окружающих умеренное употребление спиртных напитков вышеупомянутыми лицами, которые, исходя лишь из собственного личного опыта, проповедуют и проводят в жизнь принцип безвредности, а часто даже необходимости, пользы от ежедневно вводимых малых доз алкоголя. Доктор К. Толстой идет, например, даже еще дальше. Признавая спиртные напитки предметом первой необходимости, он причину пьянства у нас объясняет недостаточным и несвоевременным неудовлетворением алкогольного голода, обусловливаемого дороговизной водки вследствие высокого акциза.

Существует полное сходство привычно пьющих умеренное количество алкоголя с так называемыми бацилтрегерами, носителями заразных микробов, к которым сами носители, блогодаря своей стойкости, невосприимчивы, между тем как микробы то от этого не теряют ни ядовитости своей, ни способности заражать других, более слабых людей. Существование таких носителей заразы бесспорно научно установлено лишь в последнее время блогодаря и более точным способам исследо-

— 772 —

вания, и более глубокому изучению способов распространения заразных болезней.

То же самое происходит и с выяснением влияния на окружающую среду привычных умеренных потребителей спиртных напитков. И как скрытые носители заразы, не поражающиеся ею сами, несравненно опаснее для общества, ибо против распространения заразы такими людьми крайне затруднительно своевременное принятие предупредительных мер, так и привычные потребители умеренного количества спиртных напитков, особенно стойкие но отношению к ним и не испытывающие заметных болезненных нарушений, несравненно опаснее в смысле распространения алкоголизма внушением и через подражание, чем те пьющие, которые обнаруживают уже явные, несомненные признаки алкоголизма. Если последние, доставляя ценой своих страданий урок и предостережение окружающим, вносят истинное освещение значения спиртных напитков для человеческого организма и общества, то первые, блогодаря лишь выносливости к алкоголю, широко сеют вокруг себя семена ложного о нем представления,—семена, имеющия затем дать обильные и пагубные всходы. Такие стойкие но отношению к алкоголю привычные потребители его являются самой блогородной почвой, основой для глубокого внедрения и широкого распространения в обществе диких, гибельных питейных обычаев и алкогольных предрассудков. Излишне останавливаться на значении властной, захватывающей силы обычаев и предрассудков вообще.

„Петь правительства более мелочной и деспотичного, нет законодательства, строже соблюдаемого и более сурового, чем обычай *, справедливо пишет Тард. Но обычай, связанный с привычным потреблением соблазнительного наркотика, по самой сущности своего возникновения и развития, должен, конечно, еще глубже внедряться в общественный организм и для искоренения своего требовать решительных научно обоснованных мер. Решающее значение питейных обычаев, исходящих из умеренного употребления спиртных напитков, красноречиво подтверждается данными А. I)elbruck*a. В его работе „Гигиена алкого-лизма“ приводится, что в среднем около 80% мужчин алкоголиков обязаны своей болезнью питейным обычаям. Bonne признает алкоголизм не только интоксикационной, но также и заразной болезнью. Ощущение блогодушия и связанное с ним самовнушение о мнимо блоготворном влиянии небольших доз алкоголя передается с чрезвычайной заразительностью от одного к другому. Подаваемый в таких случаях пример, влекущий за собой подражание, проф. Бунге остроумию сравнивает с толчком, дающим начало движению, остановить которое затем уже не в силах и сам вызвавший это движение.

Всякий пьющий,—говорит Lang,—увеличивает силу алкогольных предрассудков и обычая пить, а всякий воздерживающийся доказывает возможность осуществления полного воздержания. Ироф. Sommer вынес убеждение из своей практики, что „неиз-