Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 770   >>>

  

— 770 —

приводимые ;sa умеренное употребление спиртных напитков обоснования очень часто не суть даже ошибочные суждения, а это уже болезненное мышление, как результат ядовитого влияния алкоголя на мозг, подобно влечениям и к другим наркотикам.

Умеренно пьющие (m&ssige Trinker), по его мнению, должны подвергаться уже лечениио. Rfimer, директор лечебницы для нервнобольных, так характеризует это болезненное мышление: люди не хотят понять принципа воздержания—Die Leute лѵоииеп die Abstinenz nicht verstelien.

Существование наряду с ложной самооценкой особого состояния блогодушия, под влиянием небольших доз алкоголя, и служит главным источником его завлекающого, соблазнительного действия. Этому завлекающему действию особенно легко поддаются люди с малоустойчивой, неуравновешенной нервной системой. Количество таких людей, особенно чувствительных к алкоголю, растет с чрезвычайной быстротой, блогодаря отчасти алкогольной наследственности, главным же образом вследствие многочисленных условий социально-экономического характера.

В широких народных массах подмечен такой тип восприимчивых к алкоголю людей и охарактеризован даже поговорками: „горе богатырь—пьян с вина на алтынъ", „выпил две—да и не помнит где". Кроме того, по наблюдениям ироф. Фореля, существует немало субъектов, представляющих весьма блогодарную почву для развития жажды, влечения к алкоголю, сопряженного с потребностью все увеличивать дозу для получения желанного дМствия Проф. Розенталь образно и справедливо уподобляет регулярное употребление спиртных напитков при-беганию.^с ростовщику, берущему непосильные проценты; постепенно приходится одолжаться все чаще и чаще, идя к окончательному разорению.

Достаточно выясненной выступает вся нелогичность утверждения, что может будто бы существовать для безусловно наркотического яда безвредная умеренная доза, которую в состоянии определять и регулировать сам же привычный потребитель этого яда. И теория, и логика решительно опровергают такое утверждение. Но, конечно, найдется не мало людей с особо стойким и крепким организмом, с большой запасной энергией, которые и без значительного напряжения могут противостоять завлекающим соблазнительным чарам алкоголя, и не испытывают на себе каких-либо заметных вредных последствий от более или менее длительного умеренного употребления спиртных напитков.

Существование таких людей не только не служит доводом за умеренное употребление спиртных напитков, а скорее наоборотъ—лишь резче выдвигает разумность и необходимость полного воздержания. Это становится особенно ясным и понятным, когда принимается в расчет не только личная, но и гораздо более важная в деле развития алкоголизма общественная сторона алкогольного воздействия.

— 771 —

Здесь должно знать о всей той мощной роли, какую играют в общественной жизни подражание и внушение. Всякий социальный организм по существу своему есть подражательный, и в обществах подражание, говорит Тард, подобно наследственности в физиологических организмах.

Подражание является результатом внушения, действующого незаметным образом, помимо всякого участия личного, ясного сознания. Внушение есть род психической заразы,—пишет проф. Бехтерев,—микробы которой хотя и невидимы под микроскопом, но тем не менее, подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова, жесты, движения, поступки окружающих лиц.

Сила внушения тем резче, чем большим авторитетом, доверием, симпатией пользуется тот, от кого внушение исходит. И с другой стороны восприимчивость к внушению тем резче, чем слабее действует рассуждение, чем с большим доверием, любовью относится подражающий к лицам, невольному внушению которых он подвергается. Отсюда—огромная роль выше стоящих экономически и умственно классов к смысле давания „тона", вызывания подражания себе. Отсюда—и глубокое, могучее влияние, оказываемое примерами, поступками отца, матери, семьи вообще, любимых воспитателей, товарищей, друзей. И горькая алкогольная действительность дает уже грозные предостережения.

Становится и понятным, и ужасным отмечаемый доктором А. Коровищам факт, что семья и школа при настоящих условиях является важнейшим источником детского и юношеского алкоголизма. Не преувеличение уже — утверждение проф. Нотна-геля, что обычай давать даже детям спиртные напитки является „раковой язвой наших дней". Учитывая таким образом все значение внушения и подражания, легко себе представить, как будет отражаться на окружающих умеренное употребление спиртных напитков вышеупомянутыми лицами, которые, исходя лишь из собственного личного опыта, проповедуют и проводят в жизнь принцип безвредности, а часто даже необходимости, пользы от ежедневно вводимых малых доз алкоголя. Доктор К. Толстой идет, например, даже еще дальше. Признавая спиртные напитки предметом первой необходимости, он причину пьянства у нас объясняет недостаточным и несвоевременным неудовлетворением алкогольного голода, обусловливаемого дороговизной водки вследствие высокого акциза.

Существует полное сходство привычно пьющих умеренное количество алкоголя с так называемыми бацилтрегерами, носителями заразных микробов, к которым сами носители, блогодаря своей стойкости, невосприимчивы, между тем как микробы то от этого не теряют ни ядовитости своей, ни способности заражать других, более слабых людей. Существование таких носителей заразы бесспорно научно установлено лишь в последнее время блогодаря и более точным способам исследо-