Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 772   >>>

  

— 772 —

вания, и более глубокому изучению способов распространения заразных болезней.

То же самое происходит и с выяснением влияния на окружающую среду привычных умеренных потребителей спиртных напитков. И как скрытые носители заразы, не поражающиеся ею сами, несравненно опаснее для общества, ибо против распространения заразы такими людьми крайне затруднительно своевременное принятие предупредительных мер, так и привычные потребители умеренного количества спиртных напитков, особенно стойкие но отношению к ним и не испытывающие заметных болезненных нарушений, несравненно опаснее в смысле распространения алкоголизма внушением и через подражание, чем те пьющие, которые обнаруживают уже явные, несомненные признаки алкоголизма. Если последние, доставляя ценой своих страданий урок и предостережение окружающим, вносят истинное освещение значения спиртных напитков для человеческого организма и общества, то первые, блогодаря лишь выносливости к алкоголю, широко сеют вокруг себя семена ложного о нем представления,—семена, имеющия затем дать обильные и пагубные всходы. Такие стойкие но отношению к алкоголю привычные потребители его являются самой блогородной почвой, основой для глубокого внедрения и широкого распространения в обществе диких, гибельных питейных обычаев и алкогольных предрассудков. Излишне останавливаться на значении властной, захватывающей силы обычаев и предрассудков вообще.

„Петь правительства более мелочной и деспотичного, нет законодательства, строже соблюдаемого и более сурового, чем обычай *, справедливо пишет Тард. Но обычай, связанный с привычным потреблением соблазнительного наркотика, по самой сущности своего возникновения и развития, должен, конечно, еще глубже внедряться в общественный организм и для искоренения своего требовать решительных научно обоснованных мер. Решающее значение питейных обычаев, исходящих из умеренного употребления спиртных напитков, красноречиво подтверждается данными А. I)elbruck*a. В его работе „Гигиена алкого-лизма“ приводится, что в среднем около 80% мужчин алкоголиков обязаны своей болезнью питейным обычаям. Bonne признает алкоголизм не только интоксикационной, но также и заразной болезнью. Ощущение блогодушия и связанное с ним самовнушение о мнимо блоготворном влиянии небольших доз алкоголя передается с чрезвычайной заразительностью от одного к другому. Подаваемый в таких случаях пример, влекущий за собой подражание, проф. Бунге остроумию сравнивает с толчком, дающим начало движению, остановить которое затем уже не в силах и сам вызвавший это движение.

Всякий пьющий,—говорит Lang,—увеличивает силу алкогольных предрассудков и обычая пить, а всякий воздерживающийся доказывает возможность осуществления полного воздержания. Ироф. Sommer вынес убеждение из своей практики, что „неиз-

— 773 —

лечимость алкоголиков обусловливается в большинстве случаев не сущностью болезни, а принуждением к питью со стороны окружающих

Безвредное, повидимому, умеренное употребление спиртных напитков более сильными организмами заставляет расплачиваться за подражание им более слабые натуры глубокими болезненными расстройствами. Мы видим таким образом, что и теоретическия соображения, и логическая последовательность, и научные данные об алкоголе, как безусловно наркотическом яде, говорят ясно и решительно против умеренного употребления спиртных напитков и за полное воздержание от них. Новейшия физиологическия исследования шаг за шогом опровергают мнения, стремящияся защищать хотя бы и умеренное употребление алкоголя.

Перейдем теперь от теории, научных обоснований и логических построений к фактам, обильно доставляемым повседневной жизнью, — фактам, которые не видеть каждый вокруг себя может только тогда, когда он не хочет их видеть. Посмотрим, дают ли эти факты право относить к фанатикам тех, кто единственно правильным считает принцип полного воздержания, неизбежный, как исходный пункт для, истинного разрешения мучительного алкогольного вопроса.

Чрезвычайно поучительно остановиться прежде всего на опубликованных в 1907 году доктором ВОИитегГом результатах солидного исследования, изложенных в книге, содержащей около 200 страниц текста. Люди различных профессий и положений — врачи, юристы, учителя, профессора, духовенство, ремесленники, купцы, рабочие — дали ответы по 14 пунктам вопро-сных карточек, разосланных им с целью выяснения сравнительного значения умеренного употребления спиртных напитков и полного воздержания от них.

Серьезное отношение к исследованию, обнаружившееся в обдуманных, обоснованных и подробно разработанных ответах на предложенные вопросы, придает особенную исЬну полученным результатам.—Из причин, побудивших перейти от умеренного употребления к полному воздержанию от спиртных напитков, огромным большинством выставляется приобретение знания и убеждения о вреде алкоголя вообще; некоторые высказывают сожаление, что не могли раньше составить истинного понятия об этом; многих привели к полному воздержанию безпокоившия их ири умеренном употреблении спиртных напитков различные болезненные состояния; очень многие отмечают влияние примера окружающих, многие сделались трезвенниками, считая это для себя общественным долгом — Sociale Pflicht; многие указывают, что перешли к полному воздержанию потому, что не могли провести должного, по их мнению, умеренного употребления спиртных напитков, не нарушая, ири существующих питейных обычаях, границы умеренности. Ироф. Крэпелин на вопрос, что побудило его сделаться трез-