Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 768   >>>

  

- 768 —

индивидуальности, пола, возраста, различных нервно и душевно» неуравновешенных состояний, наследственности, степени питания, безчисленных вредных воздействий, понижающих устойчивость против алкоголя, то пред нами предстанет со всей очевидностью голая истина, что определять „безвредную44 дозу алкоголя— значит, стремиться, по выражению Козьмы Пруткова, „объять необъятное". И это вполне естественно, ибо трудно найти меру тому, чему по глубокой сущности дела не может быть меры. Поэтому становится понятным поучительный факт, что заинтересовавшиеся чисто теоретически, научно вопросом об алкоголе исследователи его действия и значения часто в результате сами становились трезвенниками; большинство изучавших глубоко и всесторонне алкогольный вопрос ученых единодушно отвергали безвредность умеренного его употребления. Но, сознавая всю серьезность и тяжесть упреков в крайности и. фанатизме, падающих на головы сторонников полного воздержания, мы допустим опять-таки, что возможно установить точно умеренную дозу,, безвредную будто бы для привычного потребителя. Эта доза, предположим, определена объективно, строго-научно и, конечно, лишь как известная средняя величина.

Наступает теперь переход от теории к практике. Научно установленную безвредную дозу нужно применить к тому или: другому потребителю.

Прежде всего выдвигается непреодолимое затруднение—выбрать, дозу соответственно индивидуальности и многочисленным иным условиям.

Здесь теоретически уже неизбежно признать для правильного-решения вопроса необходимым авторитетное вмешательство врача. Но если даже допустить, что потребитель сразу, но счастью, отыскал как раз подходящую для него безвредную дозу, то это, ведь, лишь начало дела. В настоящее время очень мало найдется сведущих людей, которые не согласились бы с прочно обоснованным положением, что алкоголь — безусловно наркотический яд И вот привычному потребителю, удачно установившему первую „безвредную44 для себя дозу алкоголя, предстоит теперь, в дальнейшем, самому регулировать дозировку ежедневно вводимого умеренного количества наркотического яда.

Мерилом тут может быть, конечно, лишь самочувствие. Не наталкиваемся ли мы сейчас же опять на очевидную нелепость? Какой правильно рассуждающий человек может утверждать, что в порядке вещей дать в руки каждому раствор морфия и шприц, лишь бы только раствор был не сильный и впрыскивание начинать с малых доз, руководясь в дальнейшем самочувствиемъ? А к алкоголю такое отношение не только считается разумным, но даже признают увлекающимся всякого, указывающого на опасность такого нелепого положения.

Во 2-м пункте главных основ и правил умеренного употребления спиртных напитков проф. А. Oluss говорит, что лишь только самонаблюдение (Selbstbeobachtung) укажет на подозри-

- 769 -

тельные болезненные явления, которые могут стоять в связи с употреблением алкоголя, тотчас же надо или понизить ежедневную дозу последняго, или даже совсем отказаться от него, пока врач не выяснит вполне зависимость обнаружившейся болезни от употребления спиртных напитков.

Сопоставим теперь это основное требование горячого сторонника умеренности, требование, имеющее единственной точкой опоры первоначально лишь самонаблюдение (Selbstbeobachtung), с первичным влиянием даже малых доз алкоголя — наркотического яда. Уже от незначительных доз алкоголя (7,5—15 грм.) прежде всего ослабляется дрогоценное свойство организма—правильно отдавать себе отчета как по отношению ко всем внешним воздействиям, так и по отношению к безпрерывно протекающим внутри самого организма процессам. Это свойство является залогом успеха в борьбе за существование и дальнейшого совершенствования организма. Блогодаря угнетению прежде всего этой способности, возникает ложная самооценка и связанное с нею ложное, вопреки действительности, самочувствие.

Ощущается прилив силы при пониженной на самом деле мышечной работоспособности; ощущается обострение всех органов чувств, когда в действительности они притуплены; ощущается повышенная умственная дееспособность при действительном ея понижении; ощущается чувство теплоты при увеличившейся теплоотдаче; ощущается потребность движения, усиления траты энергии, при существующей в действительности усталости, утомлении—этих мощных регуляторов расхода энергии в организме, заглушаемых уже от ничтожных доз алкоголя — словом, нарушается, так сказать, святая святых организма — свойство целесообразной его приспособляемости.

Можно себе представить теперь, в каком положении будет то пресловутое самонаблюдение, которое призвано решить, когда надо уменьшить ежедневную дозу алкоголя, когда совсем ее прекратить. Только одностороннее увлечение, заблуждение или неведение могут допускать такую нелепость, как регулирование самим привычным потребителям доз употребляемого им типичного наркотического яда, регулирование, указываемое лишь самочувствием и самонаблюдением.

Результаты указаний такого самонаблюдения и руководства им с научно-обоснованной положительностью определены ироф. Крэ-нелином: „Безчисленное множество людей,—пишет он,—постоянно наносят вред своей работоспособности регулярным употреблением таких доз алкоголя, какия в повседневной жизни считаются еще за совершенно безвредные44. Знаток алкоголизма Peeters отмечает, что употребление алкоголя непосредственно ведет к злоупотреблению (1’abus de Гаисоои conduit dire-cteraent & Tabus). Проф. Gaule, признавая, что всякая малая доза алкоголя влечет за собой известную степень отравления, самое желание выпить вновь рассматривает, как остаток этого отравляющого действия яда. Dr. Mattaei высказывает убеждение, что