Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 769   >>>

  

- 769 -

тельные болезненные явления, которые могут стоять в связи с употреблением алкоголя, тотчас же надо или понизить ежедневную дозу последняго, или даже совсем отказаться от него, пока врач не выяснит вполне зависимость обнаружившейся болезни от употребления спиртных напитков.

Сопоставим теперь это основное требование горячого сторонника умеренности, требование, имеющее единственной точкой опоры первоначально лишь самонаблюдение (Selbstbeobachtung), с первичным влиянием даже малых доз алкоголя — наркотического яда. Уже от незначительных доз алкоголя (7,5—15 грм.) прежде всего ослабляется дрогоценное свойство организма—правильно отдавать себе отчета как по отношению ко всем внешним воздействиям, так и по отношению к безпрерывно протекающим внутри самого организма процессам. Это свойство является залогом успеха в борьбе за существование и дальнейшого совершенствования организма. Блогодаря угнетению прежде всего этой способности, возникает ложная самооценка и связанное с нею ложное, вопреки действительности, самочувствие.

Ощущается прилив силы при пониженной на самом деле мышечной работоспособности; ощущается обострение всех органов чувств, когда в действительности они притуплены; ощущается повышенная умственная дееспособность при действительном ея понижении; ощущается чувство теплоты при увеличившейся теплоотдаче; ощущается потребность движения, усиления траты энергии, при существующей в действительности усталости, утомлении—этих мощных регуляторов расхода энергии в организме, заглушаемых уже от ничтожных доз алкоголя — словом, нарушается, так сказать, святая святых организма — свойство целесообразной его приспособляемости.

Можно себе представить теперь, в каком положении будет то пресловутое самонаблюдение, которое призвано решить, когда надо уменьшить ежедневную дозу алкоголя, когда совсем ее прекратить. Только одностороннее увлечение, заблуждение или неведение могут допускать такую нелепость, как регулирование самим привычным потребителям доз употребляемого им типичного наркотического яда, регулирование, указываемое лишь самочувствием и самонаблюдением.

Результаты указаний такого самонаблюдения и руководства им с научно-обоснованной положительностью определены ироф. Крэ-нелином: „Безчисленное множество людей,—пишет он,—постоянно наносят вред своей работоспособности регулярным употреблением таких доз алкоголя, какия в повседневной жизни считаются еще за совершенно безвредные44. Знаток алкоголизма Peeters отмечает, что употребление алкоголя непосредственно ведет к злоупотреблению (1’abus de Гаисоои conduit dire-cteraent & Tabus). Проф. Gaule, признавая, что всякая малая доза алкоголя влечет за собой известную степень отравления, самое желание выпить вновь рассматривает, как остаток этого отравляющого действия яда. Dr. Mattaei высказывает убеждение, что

— 770 —

приводимые ;sa умеренное употребление спиртных напитков обоснования очень часто не суть даже ошибочные суждения, а это уже болезненное мышление, как результат ядовитого влияния алкоголя на мозг, подобно влечениям и к другим наркотикам.

Умеренно пьющие (m&ssige Trinker), по его мнению, должны подвергаться уже лечениио. Rfimer, директор лечебницы для нервнобольных, так характеризует это болезненное мышление: люди не хотят понять принципа воздержания—Die Leute лѵоииеп die Abstinenz nicht verstelien.

Существование наряду с ложной самооценкой особого состояния блогодушия, под влиянием небольших доз алкоголя, и служит главным источником его завлекающого, соблазнительного действия. Этому завлекающему действию особенно легко поддаются люди с малоустойчивой, неуравновешенной нервной системой. Количество таких людей, особенно чувствительных к алкоголю, растет с чрезвычайной быстротой, блогодаря отчасти алкогольной наследственности, главным же образом вследствие многочисленных условий социально-экономического характера.

В широких народных массах подмечен такой тип восприимчивых к алкоголю людей и охарактеризован даже поговорками: „горе богатырь—пьян с вина на алтынъ", „выпил две—да и не помнит где". Кроме того, по наблюдениям ироф. Фореля, существует немало субъектов, представляющих весьма блогодарную почву для развития жажды, влечения к алкоголю, сопряженного с потребностью все увеличивать дозу для получения желанного дМствия Проф. Розенталь образно и справедливо уподобляет регулярное употребление спиртных напитков при-беганию.^с ростовщику, берущему непосильные проценты; постепенно приходится одолжаться все чаще и чаще, идя к окончательному разорению.

Достаточно выясненной выступает вся нелогичность утверждения, что может будто бы существовать для безусловно наркотического яда безвредная умеренная доза, которую в состоянии определять и регулировать сам же привычный потребитель этого яда. И теория, и логика решительно опровергают такое утверждение. Но, конечно, найдется не мало людей с особо стойким и крепким организмом, с большой запасной энергией, которые и без значительного напряжения могут противостоять завлекающим соблазнительным чарам алкоголя, и не испытывают на себе каких-либо заметных вредных последствий от более или менее длительного умеренного употребления спиртных напитков.

Существование таких людей не только не служит доводом за умеренное употребление спиртных напитков, а скорее наоборотъ—лишь резче выдвигает разумность и необходимость полного воздержания. Это становится особенно ясным и понятным, когда принимается в расчет не только личная, но и гораздо более важная в деле развития алкоголизма общественная сторона алкогольного воздействия.