Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 750   >>>

  

— 750 —

имеет место в очаге паровой машины; решающая рольвъиер-вом случае, как мы указывали уже, принадлежит не количеству подвозимого горючого материала, а степени жизнедеятельности, размеру соответствующих ей потребностей организма. Усиленное окисление питательных веществ немыслимо при пониженных функциях.

Если общий баланс калорий, хотя всегда с значительными колебаниями, сохраняется при окислении алкоголя на ряду с пониженными функциями, то это говорит лишь за то, что калории алкоголя не утилизировались организмом, как калории других пищевых веществ; баланс сохранился блогодаря тому, что избыток калорий от сгорания алкоголя уравнивается более или менее минусом, падающим на долю понижения функций, усиленной теплоотдачи и неэкономной, нарушенной в своей целесообразности утилизации организмов энергии других пищевых веществ.

Такой характер окисления алкоголя отличающийся от окисления других пищевых веществ стоите в полном согласии с отмеченным всеми авторами постоянным явлениемъ—колебаниями иногда значительными и в заменяющем жир и углеводы, и в белок сберегающем действии алкоголя.

Приводимые у авторов в таблице 14-й данные также иллюстрируют эти колебания. В некоторых случаях получалась большая прибыль или меньшая потеря жира без алкоголя, чем с алкоголем, в некоторых же наоборот. Следовательно, о свойстве алкоголя сберегать жир (protection of bod; fat), как о постоянном, неизменном, подобно жирам и углеводам, не можете быть и речи.

Конечно, меньшее окисление жиров в организме имеете место и зависите в большей степени от понижения наркотическим действием алкоголя функций. По это уже совершенно иной характер сбережения, чем от других пищевых веществ. А что утилизация других пищевых веществ всегда понижается при алкоголе, за это говорите констатироваиное и авторами такое явление Утилизация энергии всего пайка была несколько менее экономной (Slightly less economical) при алкоголе, чем при обычной диэте, особенно, когда субъект много работалъ" пишут авторы на 283 страишце.

Некоторые опыты указывают на резкую разницу в смысле сбережения жиров, между алкоголем и углеводами и жирами. Напр., опыты 26, 27, 28 в таблице 14-й с непривычным к алкоголю субъектом J. W. S., и даже при покое.

С добавкой к основному пищевому папку жира и сахара, субъект при усвоенных 92 грм. белков и 2,253 калориях всего пайка терял в день 4 грм. белка и отшагал 23,1 грм. жира; с добавкой же вместо жиров и сахара изодинамного количества алкоголя при усвоенных тех же 92 грм. белков и 2,264 калориях всего пайка потеря белка уже 6 грм. в день, а прибыль жира лишь 18,2 грм. Следовательно, даже при боль-

тем количестве полученных калории в алкогольные дни и тратилось больше белков, и меньше значительно откладывалось жиру. Сбережение в опытах Л«Л? 24 и 22 с добавкой сахара— 51 грм. жира, а с добавкой алкоголя—54 грм. жира наблюдалось у привычного к алкоголю субъекта. Наиболее ясным, неотразимым будто бы доказательством равноценности алкоголя с углеводами и жирами но способности сберегать жир, авторы видят в результатах опытов Л?Л? 18—21, с абстинентом.

Здесь в первые 6 алкогольных дней прибыль жира была 27,1 грм. в день, ири потере белка по 3,3 грм., когда же в следующие три дня алкоголь был исключен, то субъект не только не отлагал жира, а терял его но 24,9 грм. ежедневно, при трате белка*ио 5,6 грм. в день.

Более ясного доказательства способности алкоголя сберегать жир наравне с углеводами и жирами, по мнению авторов, нельзя и представить. Но тут то как раз и выдвигается значение 6-ти дневного наркотического действия алкоголя. С исключением его устранился этотъ' наркоз, прекратилось понижение функций, наступила усиленная, вследствие отсутствия наркоза жизнедеятельность тканей и в результате повышенное окисление жиров не только теперь вводимых пищей, но и раньше отложенных.

Вопрос об одинаковой с жирами и углеводами способности алкоголя сберегать жиры и углеводы, авторы и ири таких данных все-таки считают настолько выясненным, что не требует дальнейших рассуждений (astoreguire no further discussion).

В заключение они даже категорически утверждают, что потери жира не были больше и прибыль не была меньше с алкогольной диэтой, чем с соответственной но калориям безалкогольной (р. 287).

Количество выделяемого азота было в опытах с алкоголем несколько больше (slighty larger), чем без алкоголя. Потеря белка под влиянием алкоголя была значительнее (larger) при работе, чем при покое. Следовательно, и здесь опять выступает типичное свойство алкоголя проявлять тем большую несостоятельность, чем сильнее существует у организма потребность в доставке энергии.

Это может быть истолковано в том смысле, пишут авторы, что работающий субъекта имеет большия преимущества при обычной диэте, чем при пайке, часть которого составляет алкоголь. Так, в одном из опытов ири покое, потеря белка без алкоголя была 4 грм., с алкоголем 6 грм., ири работе же без алкоголя организм терял 6 грм., а с алкоголем уже 14,5 грм. В опытах Л?Л? 32, 33, 34, при работе (р. 249) субъекта с добавкой к основному пайку жира (510 кал.) терял ежедневно 5 грм. белка, с добавкой сахара (507 кал.)—11,9 грм. и с добавкой алкоголя (509) кал. ежедневная потеря белка была 15,8 грм. В опытах ЛМѴ* 29, 30, 31 при работе (р. 248,; субъекта с добавкой к основному пайку жира (511 кал.) терял белку в день