Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 748   >>>

  

— 74S —

питательные и все другие процессы, связанные с обменом веществ, находятся в роковой, неразрывной связи и зависимости от центральной нервной системы, то с первого момента появления алкоголя в организме нарушается уже нормальное течение этих процессов и, следовательно, уклоняется от обычного хода утилизация не только потенциальной энергии ядовитого алкоголя, но и других пищевых веществ. Это—факт и краеугольный камень, долженствующий быть положенным в основу оценки алкоголя, поступающого в живой организм. Роковое, чреватое многочисленными заблуждениями, недоразумение п заключается в том, что факт этот или игнорируется, или же неправильно освещается, когда считают такое действие алкоголя на нервную систему лишь побочным, косвенным. Авторы полагают возможным изучать будто бы прямое влияние (direct action) на организм алкоголя, как пищи для снабжения организма энергией, относя воздействие его на нервную систему к числу позднейших, вторичных эффектов (ulterior effect). ИИоэтому-то и обнаруживается слабый недостаточно точный, сравнительно с должным, учета этой стороны действия алкоголя. II хотя приняты были все меры к тому, чтобы возможно ослабить ея влияние на результаты опытов, но в конечном-то счете, при подведении итогов для признания алкоголя тем или иным по отношению к организму веществом, необходимо все-таки не упускать из виду, что ядовитое действие алкоголя было лишь ослаблено, но не исключено. Исключение вполне этого первичного, неразрывно с ним связанного действия есть non sens, раз алкоголь в каких бы то ни было количествах и ири каких бы то ни было условиях вводится в организм. Авторы пишут, что каково бы ни было значение для питания алкоголя, оно должно исходить из его способности служить топливом, доставляющим энергию организму (р. 236). Здесь ярко выступает одностороннее увлечение лишь калорической ценностью вещества и упускается из виду важнейшее обстоятельство, как отражается на состоянии организма доставление потребной ему энергии окислением введенного алкоголя.

Такая односторонняя точка зрения обнаруживается и при изложении резюме, где авторы, говоря о цели своих опытов, поясняют „посколько дело идет о физиологическом действии алкоголя" (so faras the physiological action of alcoal is concerned). Как будто физиологическое действие алкоголя есть лишь процесс и результаты окисления его, а влияние на нервную систему и прочее может быть изолировано от физиологического действия.

Как упомянуто, опыты по точности и тщательности постановки—безупречны. Находившиеся под опытом субъекты пребывали в респирационном калориметре от 4—9 дней (алкогольный период от 3—6 дней), пользуясь возможными удобствами. Все трое здоровые, молодые люди. Одинъ—привычный к алкоголю, два—абстиненты. Пищевой паек разнообразный но

— 749 —

своим вкусовым качествам, определялся точно во всех своих составных частях.

Всё поступавшее в организм ^и отдававшееся им учитывалось с скрупулезной математической точностью. В опытах с мышечной работой, последняя, заключавшаяся в езде на устроенном в самом калориметре, неподвижном велосипеде, также подвергалась точному определению и измерению.

Доза алкоголя—72 грм., или с водой и кофе, или иногда в виде виски и водки. Принимались спиртные напитки в 6 приемовъ—три раза за едой и три в равномерные между едой промежутки. С каждым приемом приходилась 1/6 грм. алкоголя на кило веса.

В опытах при покое потенциальная энергия алкоголя составляла Ѵз часть всей энергии суточного пищевого пайка, а при работе—И!1 часть ея. При таком способе введения алкоголя один субъект испытывал два раза тотчас по приеме легкий шум в ушах, другой жаловался раз на легкую сонливость, третий— на легкое головокружение. Отмечалось небольшое понижение температуры и учащение пульса (aslightly de-creased body temperature audiucreased pulse rate).

Число проведенных опытовъ—26, из них 13 при содержании алкоголя в пищевом пайке. В алкогольные дни или изо-динамная но числу калорий часть жиров и углеводов заменялась алкоголем, или вводимый ранее в пайке алкоголь затем просто исключался. Полученные результаты были таковы. Что касается усвояемости белков под влиянием алкоголя, то на основании 93-х определений авторы заключают, что усвояемость белков повышается (с 92,6% до 93,7%). Хотя разница и незначительная, но все-таки ее следует принять в расчета при оценке влияния алкоголя вообще на белковый распад. Последний и при лучшем усвоении белков все-таки повышается в первые дни, т. е. ири меньшем выделении калом увеличивается выделение азота мочей.

Алкоголь окисляется в организме более полно (more complexly), чем другия вещества обычного пищевого пайка (углеводов выводится неокисленными около 2%, жировъ—5%, белковъ—7%.

Сравнение чисел полученных и отданных организмов калорий при алкогольном и безалкогольном пайке показало, что закон сохранения энергии применяется и в живом организме. Естественно, иного нельзя было и ожидать. Констатирование такого факта все таки не равносильно утверждению авторов, что этот закон в то же время и руководит, управляет (goverus) обменом энергии в организме, ибо исходным пунктом является все таки активная жизнедеятельность составных частей организма, функции организма и обмен совершается, конечно, с соблюдением закона сохранения энергии, но всегда соразмерно с интенсивностью функций.

Поэтому то и не наблюдается в живом организме того, что