Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 741   >>>

  

— 741 —

нения, что оно ощущалось сто и на следующий дон. Именно, здесь наркотическое действие является прямо бесспорным.

В 1900 г. Bjerre опубликовал результаты своего омыта. На 2-й день пребывания в репарационном аппарате Tigcrtet Sou-dm а к пищевому пайку было добавлено Ки7,б грм. алкоголя, в виде коньяку, который принимался маленькими порциями в течение всего дня. Получилось уменьшенное выделение углекислоты с одновременным увеличением выделения азота и фосфорной кислоты в моче. Насколько автор односторонне увлечен, подобно многим, лишь ^дорическим критерием при определении понятия—пищевое вещество и совершенно игнорирует первичное ядовитое действие алкоголя, можно видеть из следующих слов его заключения: ведь первичное (ргипийге) действие алкоголя и всех других питательных веществъ—это доставка вследствие окисления организму энергии; его вторичное (■нети dare) действие—способность при известных условиях сберегать другия пищевые вещества. Что в моем опыте выделение и азота и фосфорной кислоты повысилось, этому я придаю для данного вопроса в общем ничтожное значение (finde исии ГО г die Frage im Grossen und Gansen vongeringerer, BedeuUmg).

При такой принципиальной точке зрения должно и алкоголь с высшим удельным весом и лейкомаины и многие другие яды отнести к ряду пищевых веществ.

Cloppatt провел опыты над собой с алкогольным периодом в 12 дней. Таков же был и иредъалкогольный период. Алкоголь вводился в количестве 87,04 грм. в виде белого вина в замен изодинамного количества удаленных жиров. В первые (> дней алкогольного периода резко повысилось выделение азота, потеря ого 1,82 грм. в день; затем постепенное улучшение азотистого баланса, так что за вторую половину алкогольного периода отмечалась прибыль в среднем 1,5 грм. азота в день. Здесь период привыкания уже увеличился до 6 дней. Но отдельные цифры также противоречат такому привыканию. Так, в 4-й день потеря азота была больше, чем в предыдущие, в 6-й почти в три раза больше, чем в 5-й день.

Сравнительного определения функций работы не производилось.

В 1901 г. Neumann 9Г>) снова проделал опыт над собой, приняв во внимание сделанные против его первых опытов возражения Rosemann а. До опыта 40 дней было полное воздержание от алкоголя.

В пятидневный доалкоголыиый период установлено азотистое равновесие; в алкогольном периоде, продолжавшемся 18 дней, к достаточной пище с 38,2 калор. на кило прибавлялся алко голь в 40% растворе, постепенно возростающей дозе, начиная с 20 до 100 грм.; в послеалкоголыюм периоде выключалось изодинамное по калориям алкоголю количество жира, при той же дозе алкоголя в 100 грм.; и, наконец, в последнем контрольном периоде, к пищевому пайку доалкогольного периода прибавлялся еще жир в изодинамиом алкоголю количестве, а алко-

— 742 —

голь выключался. Результаты были такие. При постепенно повышающейся с 20 грм. добавке алкоголя отложение азота, большее чем в .^алкогольный период началось лишь ст. 8-го дня при дозе в 80 грм. алкоголя; прибыль азота в этот день была 0,82 грм., затем она повышалась до конца 18-ти-дневного алкогольного периода. Следовательно, добавляемые на 7-й день 70 грм. алкоголя, т. е. 490 калор. еще не могли оказать белок сберегающого действия даже при достаточной пище, что, несомненно, имело бы место при добавке жировых или углеводных калорий, а не алкогольных. Очевидно, дозы в 70 грм. еще не смогли проявить столь значительного наркотического действия, чтобы покрыть минус от белкового распада, вызванного алкоголем, как иротоплазматическим ядомъ—Pratoplasmogift.

В дальнейшем, наркоз стал увеличиваться, функции понижаться и соответственно этому „сберегаться" белок. В течение последних семи алкогольных дней ежедневно в среднем отлагалось 2,02 грм. азота. В послеалкогольном 6-ти-дневном периоде с удалением части жира при той же дозе алкоголя в 100 грм. организм терял в среднемъ—0,21 грм. азота в день. Между тем, как при том же по калориям пищевом пайке, но с жировыми, а не алкогольными калориями, в .^алкогольный период отмечалась прибыль азота по 0,0G грм. в день. Наконец, в контрольном периоде при пищевом режиме доалко-гольного периода, да еще с добавкой жира, изодинамного 100 граммам алкоголя отлагалось ежедневно 2,42 грм. азота. При том же числе калорий в пайке, но с включением не жировых, а алкогольных калорий отлагалось лишь 2,02 грм. азота в день. Здесь привыкание уже требует 7 дней и алкоголь начинает „сберегать*' белок лишь от 8-го дня и разница в белок сберегающем действии между жирами и алкоголем очевидная. Иначе и не может быть, ибо самая сущность способа сборегания у жира совсем иная, чем у алкоголя. Вскрыть сущность этого способа и в данном опыте не представляется возможным, ибо работы, функции в течение опыта не определялись. Достойно только особого внимания то обстоятельство, что автором приняты были всевозможные меры для устранения токсического действия алкоголя на организм (die toxische Wirkung des Alkohols auszu-schalfen), а устранить его невозможно, пока алкоголь вводится в организмъ—именно, начинался прием алкоголя с дозы в 20 грм. в 40% растворе, постепенно увеличиваемой, принимался в течение всего дня с 7 часов утра до 7 вечера, через равные промежутки времени, по одному глотку. Кроме того, были понижены даже требования к организму в смысле функций— всякия физическия напряжения устранены, прекращены более продолжительные прогулки. (Irgend welche physischc Anstrengungen wurden verraieden, langere Spaziergftnge unterlassen).

Словом, сделано было все, чтобы дать возможность организму компенсировать ядовитое действие алкоголя и несмотря на это последнее все-таки ясно обнаружилось в опыте и разница