Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 738   >>>

  

— 738 —

лишь- 2,01)2 грм. в день. Следовательно, алкоголь не только не сберегал белка, а наоборот непосредственно усиливал его распадение. То же и с фосфорной кислотой. Последействие алкоголя, выражавшееся увеличенным выделением азота и в нослеалко-гольные дни было сильнее при бедной белками пище.

Миига, отвергая белок сберегающее действие алкоголя, влияние его на обмен и за пределами употребления объясняет тем, что алкоголь является ядом для клеточной протоплазмы (Protoplas-magift) на подобие фосфора, мышьяка, хлороформа и т. д. хотя и слабейшим в сравнении с упомянутыми. Если бы даже и было доказано белок сберегающее действие алкоголя (чего нет на самом деле), то оно, по мнению Миига, никоим образом не можете быть первичным его действием. Как увидим ниже, такое сберегающее белок действие организм покупаете ценой понижения функций от наркотического влияния алкоголя.

Strom 89) в двух опытах над собой при обильной пище в 49 калорий на кило, не заменял алкоголем каких-либо составных частей пайка, а прибавлял еще к пайку 52 грм. алкоголя, так что всего в пайке получалось 54 калор. на кило. Если в первые три дня первого опыта выделение азота было меньше, то в 4-й алкогольный день оно стало больше даже, чем в предъалкогольный (0,64 грм. и 0,61 грм.). Во втором опыте при добавке 86 грм. алкоголя (всего в пайке 58 калор. на кило) выделение азота в алкогольный период было повышено. Следовательно, и добавленный к обильной пище алкоголь не только не сберегал белка, а даже несколько усиливал его распадение. В проведенных над собой опытах Smidt'a 90) алкоголь добавлялся к пище в количестве 80 грм. в тт первые дня и 120 грм —в 4-й день. В результате, несмотря опять-таки на добавку алкоголя, получилось усиленное, хотя и незначительно выделение азота (в доалкогольный период в среднем в день отложение 0,04 грм. азота, а в алкогольный потеря его-0,2 грм.).

Schdneseite7i5)|) намеренно провел пятидневный доалкогольный период с недостаточной пищей—34 калор. на кило. В течение этого периода потеря азота была в среднем 1,755 грм. в день. Затем, в течение 6 дней добавка к пище 135 грм. алкоголя, так что пищевой паек с алкоголем доставлял организму 49 калорий на кило. И при таких условиях алкоголь не обнаружил белок сберегающого действия; даже очень большия количества его не могли недостаточную пищу сделать достаточной.

В безупречных по тщательности опытах Atwater'a и Be-nedicVa, где подвергавшиеся опыту субъекты находились в течение опытов вт> респирапионном калориметре —определялось с скрупулезной почти математической точностью все, что поступало в организм и отдавалось им. Алкогольный период, при покое, продолжался 4 дня. Доза—72,5 грм., заменяющая изоди-намные по калориям количества жиров и углеводов. В результате, в алкогольный период первого опыта (р. 251) при до-

— 739 —

(давлении организму ежедневно в среднем 2.462 калор. и отдаче им 2.394 калор. отмечалась потеря организмом азота в среднем по 1,9 грм. в день. Во втором опыте (р. 243), при еще большем излишке полученных калорий (получено 2.709 каллор., отдано же—2.283 калор. в день) все-таки организм терял ежедневно в среднем 1,1 грм. азота. Таким образом и в этих опытах заменяющий жир и углеводы алкоголь не оказал белок сберегающого влияния даже и ири излишке в сравнении с расходом доставляемых организму калории. Наоборот, за 4 алкогольных дня потеря азота была значительная 4,4 грм., что составите ири переводе на белок 27,5 грм. или же 12% грм. мышечной ткани. Но такая потеря азота получаете особенно важное значение, если принять в расчет предпочтительное, избирательное действие алкоголя на центральную нервную систему и распадение под его влиянием, как полагаете Rosenfeld, преимущественно нуклеоальбуминов. Чрезвычайно интересно отметить здесь, что в то время, как сами Atwater und Benedict крайне осторожно относятся к результатам своих опытов и сообщают лишь фактическия данные, не делая из них решительных заключений, другие, как напр. Caspari и2) считают допустимым из этих же * опытов категорически выводит, что алкоголь—питательное вещество, способное, как жиры и углеводы, и служить горючим материалом, и сберегать белки (Wie Feft und Koblenhydrat zu gleich als Brennmaterial zu dienen und Eiweiss zu erspareu).

В 1899 г. появилась работа К. Neumann э:1). Отличие его опытов над самим собой от большинства предыдущих заключалось в том, что алкогольный период был продолжительнее ИО дней. При достаточной пище 77,6 гр. жира было заменено 100 грм. алкоголя; с включением последняго в пайке приходилось 39,4 калор. на кило веса. В результате, организм в первые 4 дня алкогольного периода терял по 3,05 грм. азота ежедневно, в остальные 6 дней потеря была в среднем 0,32 грм. в день, причем maximum потеря в эти дни падал на 5-й (0,61 грм.) и на 9-й (0,58 грм.) день. При добавке в следующий послеалкогольный 6-ти-дневный период выключенного ранее жира организм отлагал уже ежедневно но 1,35 грм. азота. В предъалкогольный период при том же пищевом пайке, но без алкоголя отлагалось лишь 0,26 грм. азота в день. Результаты своих опытов Neumann объяснял тем, что вначале алкоголь действуете, как протоплазматический яд, вызывая усиленное распадение белка, затем организм привыкаете к нему и вредное действие алкоголя исчезаете. Сгорая же, как и всякое пищевое вещество в организме, алкоголь должен лишь только его вредные свойства исчезнут, оказывать блогоприятное (? С.) влияние на обмен веществ.

Окончательный вывод автора: алкоголь питательное средство (Nahrungsmittel), но в виду его ядовитости (Gittigkeit) он должен быть употребляем возможно меньше. (So wenig als*mOglich zu verwenden).