Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 736   >>>

  

- 736 —

ков, ('ели допустить, что организм их мои» образующиеся при окислении алкоголя калории утилизировать так же, как он утилизирует калории жира и углеводовъ? Л потребность у щенков вгв утилизации алкогольных калорий, и значить, сбережении белков была несомненно особенно настоятельна и велика. И здесь опять резко бросается в глаза тот же факта, как и везде всегда в повседневной жизни, чем больше организм нуждается в доставке ему питательных веществ, тем ярче выступает полная несостоятельность алкоголя, вещества, легко и быстро окисляющогося в организме и обладающого даже высокой калорической ценностью, служить организму именно в этом смысле, т. е. в качестве пищевого вещества своими калориями. Таким образом, большинство авторов в опытах на животных получали увеличение белкового распада под влиянием алкоголя, прибавленного к пище, отмечалось увеличение выделения именно мочевой кислоты и ясно выраженное последствие (Nachwirkung у Minr'a), т. е. увеличенное выделение азота в иослеалкогольный период.

Одним из более ранних, точно определенных над-человеком опытов, является опыт Romeyria**) под руководством ироф. Forster а. Интересно, что алкоголь принимался субъектом в состоянии недостаточного питания, голодающим, когда, следовательно, потребность организма в пищевых веществах наиболее резко была выражена и способность пищевого вещества так или иначе удовлетворить эту потребность могла бы проявиться всего демонстративнее. Доля алкоголя—от 30 до 51 к. с. в 100 к. с. воды. В результате, увеличенное выделение азота. Проф. Forster на основании этого и других опытов своих учеников не считает возможным признать алкоголь пищевым веществом, хотя он и окисляется в организме, но, с другой стороны, проявляет еще и прямое, непосредственно вредящее тканям действие (Stofjliehe).

В 1887 г. появилась диссертация Могилянского, ц<) кань результат опытов на 13 здоровых, большей частью привычных к алкоголю людях. Дозы алкоголя—от 60 до 140 грм. в виде 40° водки, в три приема, за едой. Продолжительность опыта от 5 до 7 дней. Вывод: временное употребление средних доз алкоголя у привычных к нему . людей повышает усвоение азотистых частей пищи, у непривычных же усвоение азота.падает. Автор особенно отмечает, что это касается лишь временное употребления, длительное же хроническое—иное дело. Слабая сторона в общем точно проведенных опытовъ—слишком большия колебания в количествах вводимого азота в пище. Пища была всегда, даже не учитывая алкоголя, слишком богата калориями и белковым пайком, что, как известно, ослабляет вредное воздействие алкоголя на белок тканей. Однако, не смотря на это, у непривычных к алкоголю вредное его влияние на белок тканей все-таки можно было констатировать.

Все более и более выдвигающееся значение лецитина в деле

- 737 -

организации тканевого белка, процессов роста, ферментативных и. вообще, химической динамики клеток в связи с особым отношением к лецитину алкоголя, кань ото бесспорно подтвердили и недавние опыты II. О. Шумовой-Зибер, может уяснить до известной степени и сущность заметного уже влияния даже незначительных количеств алкоголя.

В том же году Meller 85) в опытах над самим собой под руководством проф. Бунгэ с дозами в 150 к. с. алкоголя нашел понижение усвоения азота. В доалкоголыиые дни выделялось азота 20,9 грм., 20,0 и 20,2 грм., в алкогольные—20,8 грм. и резкое повышение в три послеалкогольных дня—по 23,1 грм. Peschel, под руководством ироф. Noorden'a 80) при богатой жирами и углеводами пище и 32 грм. азота в день, в течение 8 дней принимал G5 грм. и на 9-й день 130 грм. алкоголя в виде красного вина. В пище исключалось соответственное по калориям количество углеводов. В результате, алкоголь не мог заменить углеводов и выделение азота, а также и фосфорной кислоты повышалось. В опытах Stammreich'a я1) заменялось 40 грм. жира и 25—50 грм. углеводов изодинамиым но калориям количеством алкоголя —60,4 грм. в первый и по 70,4 грм. в остальные три дня, в виде орака. Выделение азота увеличилось в среднем за период с 0,035 до 1,408 грм.; увеличение в 2 вторые дня было резче, чем в 2 первые, оно продолжалось и в течение двух послеалкогольных дней. Проф. Noorden, на основании опытов своих учеников, пришел к заключению, что при богатой белками пище алкоголь в состоянии сберегать белок, заменяя жиры и углеводы, при средней же и бедной белками пище белковый распад от алкоголя усиливается. Опять отмечается то же свойство алкоголя проявлять будто бы свое действие, как пищевого вещества, когда организм не нуждается в этом и быть несостоятельным при усиленной потребности организма в пищевых веществах. По мнению ироф. Noorden'a вводящий при недостаточной но содержанию белков пище алкоголь в замену жира должен подвергнуться постепенно прогрессирующей кахексии. Для проверки опытов Stammreich'a Шиита,цй) непривычный к алкоголю, снова предпринял ряд исследований над самим собой под руководством ироф. Noorden'a. Постановка опытов более тщательная и точная. Пища двоякая—богатая и бедная белками. Алкоголь в количестве 05 грм., в виде орака. В течение 4-х дневного алкогольного периода 1 ИО грм. углеводов заменялись 05 грм. алкоголя; в послеалкогольный период опять вводилось 110 грм. углеводов и, наконец, в контрольный период 110 грм. углеводов были выключены без замены их алкоголем. В результате, и при богатой, и при бедной белками пище замена углеводов алкоголем вела к усиленному белковому распаду. Даже более этого, в то время как при замене удаленных углеводов алкоголем ежедневно терялось организмоми> 2,468 грм. азота, простое выключение углеводов без замены их алкоголем давало меньшую потерю азота