Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 737   >>>

  

- 737 -

организации тканевого белка, процессов роста, ферментативных и. вообще, химической динамики клеток в связи с особым отношением к лецитину алкоголя, кань ото бесспорно подтвердили и недавние опыты II. О. Шумовой-Зибер, может уяснить до известной степени и сущность заметного уже влияния даже незначительных количеств алкоголя.

В том же году Meller 85) в опытах над самим собой под руководством проф. Бунгэ с дозами в 150 к. с. алкоголя нашел понижение усвоения азота. В доалкоголыиые дни выделялось азота 20,9 грм., 20,0 и 20,2 грм., в алкогольные—20,8 грм. и резкое повышение в три послеалкогольных дня—по 23,1 грм. Peschel, под руководством ироф. Noorden'a 80) при богатой жирами и углеводами пище и 32 грм. азота в день, в течение 8 дней принимал G5 грм. и на 9-й день 130 грм. алкоголя в виде красного вина. В пище исключалось соответственное по калориям количество углеводов. В результате, алкоголь не мог заменить углеводов и выделение азота, а также и фосфорной кислоты повышалось. В опытах Stammreich'a я1) заменялось 40 грм. жира и 25—50 грм. углеводов изодинамиым но калориям количеством алкоголя —60,4 грм. в первый и по 70,4 грм. в остальные три дня, в виде орака. Выделение азота увеличилось в среднем за период с 0,035 до 1,408 грм.; увеличение в 2 вторые дня было резче, чем в 2 первые, оно продолжалось и в течение двух послеалкогольных дней. Проф. Noorden, на основании опытов своих учеников, пришел к заключению, что при богатой белками пище алкоголь в состоянии сберегать белок, заменяя жиры и углеводы, при средней же и бедной белками пище белковый распад от алкоголя усиливается. Опять отмечается то же свойство алкоголя проявлять будто бы свое действие, как пищевого вещества, когда организм не нуждается в этом и быть несостоятельным при усиленной потребности организма в пищевых веществах. По мнению ироф. Noorden'a вводящий при недостаточной но содержанию белков пище алкоголь в замену жира должен подвергнуться постепенно прогрессирующей кахексии. Для проверки опытов Stammreich'a Шиита,цй) непривычный к алкоголю, снова предпринял ряд исследований над самим собой под руководством ироф. Noorden'a. Постановка опытов более тщательная и точная. Пища двоякая—богатая и бедная белками. Алкоголь в количестве 05 грм., в виде орака. В течение 4-х дневного алкогольного периода 1 ИО грм. углеводов заменялись 05 грм. алкоголя; в послеалкогольный период опять вводилось 110 грм. углеводов и, наконец, в контрольный период 110 грм. углеводов были выключены без замены их алкоголем. В результате, и при богатой, и при бедной белками пище замена углеводов алкоголем вела к усиленному белковому распаду. Даже более этого, в то время как при замене удаленных углеводов алкоголем ежедневно терялось организмоми> 2,468 грм. азота, простое выключение углеводов без замены их алкоголем давало меньшую потерю азота

— 738 —

лишь- 2,01)2 грм. в день. Следовательно, алкоголь не только не сберегал белка, а наоборот непосредственно усиливал его распадение. То же и с фосфорной кислотой. Последействие алкоголя, выражавшееся увеличенным выделением азота и в нослеалко-гольные дни было сильнее при бедной белками пище.

Миига, отвергая белок сберегающее действие алкоголя, влияние его на обмен и за пределами употребления объясняет тем, что алкоголь является ядом для клеточной протоплазмы (Protoplas-magift) на подобие фосфора, мышьяка, хлороформа и т. д. хотя и слабейшим в сравнении с упомянутыми. Если бы даже и было доказано белок сберегающее действие алкоголя (чего нет на самом деле), то оно, по мнению Миига, никоим образом не можете быть первичным его действием. Как увидим ниже, такое сберегающее белок действие организм покупаете ценой понижения функций от наркотического влияния алкоголя.

Strom 89) в двух опытах над собой при обильной пище в 49 калорий на кило, не заменял алкоголем каких-либо составных частей пайка, а прибавлял еще к пайку 52 грм. алкоголя, так что всего в пайке получалось 54 калор. на кило. Если в первые три дня первого опыта выделение азота было меньше, то в 4-й алкогольный день оно стало больше даже, чем в предъалкогольный (0,64 грм. и 0,61 грм.). Во втором опыте при добавке 86 грм. алкоголя (всего в пайке 58 калор. на кило) выделение азота в алкогольный период было повышено. Следовательно, и добавленный к обильной пище алкоголь не только не сберегал белка, а даже несколько усиливал его распадение. В проведенных над собой опытах Smidt'a 90) алкоголь добавлялся к пище в количестве 80 грм. в тт первые дня и 120 грм —в 4-й день. В результате, несмотря опять-таки на добавку алкоголя, получилось усиленное, хотя и незначительно выделение азота (в доалкогольный период в среднем в день отложение 0,04 грм. азота, а в алкогольный потеря его-0,2 грм.).

Schdneseite7i5)|) намеренно провел пятидневный доалкогольный период с недостаточной пищей—34 калор. на кило. В течение этого периода потеря азота была в среднем 1,755 грм. в день. Затем, в течение 6 дней добавка к пище 135 грм. алкоголя, так что пищевой паек с алкоголем доставлял организму 49 калорий на кило. И при таких условиях алкоголь не обнаружил белок сберегающого действия; даже очень большия количества его не могли недостаточную пищу сделать достаточной.

В безупречных по тщательности опытах Atwater'a и Be-nedicVa, где подвергавшиеся опыту субъекты находились в течение опытов вт> респирапионном калориметре —определялось с скрупулезной почти математической точностью все, что поступало в организм и отдавалось им. Алкогольный период, при покое, продолжался 4 дня. Доза—72,5 грм., заменяющая изоди-намные по калориям количества жиров и углеводов. В результате, в алкогольный период первого опыта (р. 251) при до-